Комплементарная и альтернативная медицина
Комплемента́рная и альтернати́вная медици́на, основные формы неконвенциональной медицины, распространённые в современном мире и содержащие в себе различные элементы народной медицины (НМ).
Согласно «Стратегии ВОЗ в области народной медицины» 2013 г., термины «комплементарная» (дополнительная) и «альтернативная медицина» используются для определения широкого набора видов практики в сфере здравоохранения, которые не являются частью собственных традиций страны и не включены в основную систему медико-санитарной помощи.
Развитие современной (научной, аллопатической, конвенциональной) медицины (биомедицины) не привело к исчезновению других форм медицинского знания. В современном мире они представлены различными формами НМ, которые в культурном контексте развитых обществ обычно определяются как комплементарная и альтернативная медицина (КАМ).
Комплементарная медицина – это совокупность медицинских практик, которые дополняют официальную «аллопатическую медицину» и обычно регулируются государством. В их числе – аюрведа, китайская традиционная медицина, хиропрактика, гомеопатия и т. д. Альтернативная медицина – те направления врачевания, которые обычно ускользают от государственного контроля, но тем не менее распространены в обществе в связи со спросом отдельных групп на духовное и магико-религиозное врачевание.
Терминология, которой пользуются представители современных социальных наук в отношении КАМ и НМ, на протяжении длительного периода разрабатывалась сообществом экспертов, сотрудничающих с ВОЗ. Позиция самой ВОЗ в отношении КАМ/НМ показательным образом изменилась – от полного невнимания и пренебрежения к благожелательной заинтересованности и широкой поддержке. Впервые положительную оценку возможностям КАМ/НМ и использованию её практик в системе первичной медико-санитарной помощи руководство ВОЗ и медицинское сообщество дало во время Алма-Атинской конференции ВОЗ 1978 г. о первичной медико-санитарной помощи, на которой была принята «Алма-Атинская декларация». В последние четверть века деятельность по использованию потенциала КАМ/НМ в интересах здравоохранения интенсифицировалась. Важную роль в изменении позиции ВОЗ сыграла позиция азиатских стран, прежде всего Китая. Тем не менее в эти же годы всё большее число союзников у КАМ/НМ обнаружилось в развитых странах Запада.
В 2001 г. ВОЗ приняла «Стратегию ВОЗ в области народной медицины на 2002-2005 гг.», в которой была сформулирована ее официальная политика в отношении НМ на пятилетний период. «Стратегия» была принята в связи с необходимостью обеспечить наибольшие преимущества в области здравоохранения для наибольшего числа людей в условиях ограниченности ресурсов (Стратегия ВОЗ в области народной медицины ... 2001). ВОЗ поставила перед руководителями здравоохранения разных стран 4 задачи: (1) обеспечить надлежащую интеграцию КАМ/НМ в национальные системы здравоохранения путем разработки и осуществления национальной политики и программ в области КАМ/НМ; (2) содействовать безопасности, эффективности и качеству КАМ/НМ путём распространения соответствующих знаний о безопасности, эффективности и качестве КАМ/НМ, а также посредством предоставления руководства в отношении регулирования и стандартов обеспечения качества; (3) увеличить надлежащим образом физическую доступность и доступность стоимости КАМ/НМ, обращая особое внимание на обеспечение доступа для бедного населения; (4) содействовать терапевтически обоснованному использованию надлежащей КАМ/НМ практиками и потребителями.
В первой четверти 21 в. ВОЗ регулярно проводит мероприятия по интеграции КАМ в системы национального здравоохранения по всему миру, которые обычно завершаются принятием соответствующих деклараций. В «Пекинской декларации» (2008) правительствам было рекомендовано «создавать системы сертификации, аккредитации и лицензирования практиков народной медицины», а медикам и практикам НМ более тесно сотрудничать между собой, в том числе в рамках существующих национальных систем медицинского образования (Пекинская декларация ... 2008).
Если для многих развивающихся стран использование возможностей КАМ/НМ является следствием недостаточной развитости конвенциональной медицины и невозможности её широкоформатной поддержки со стороны государства, то для развитых стран причины обращения к потенциалу КАМ часто связаны с ростом недоверия со стороны значительной части населения к методам конвенциональной медицины, а также широким распространением хронических заболеваний и признанием, что именно методы КАМ в наибольшей степени удовлетворяют потребностям потребителей медицинских услуг в лечении.
В развивающихся странах численность медицинских работников повсеместно уступает числу практиков НМ. В развитых странах, где численность врачей конвенциональной медицины велика, наблюдается тенденция роста числа практиков КАМ/НМ, а также все более широкое использование методов КАМ/НМ в лечебно-профилактических учреждениях официального здравоохранения.
С конца 20 в. в развитых странах отмечается рост числа обращений со стороны населения к практикам КАМ/НМ, который объясняется следующими причинами: (1) повышением спроса на услуги в сфере здравоохранения, (2) желанием получения большей информации о нетрадиционных приемах лечения и профилактики, (3) растущей неудовлетворённостью существующими методами медицинской помощи, прежде всего методами инвазивными, (4) возрождением интереса к лечению «человека в целом», которое ассоциируется именно с КАМ/НМ, а не биомедициной, для которой характерны редукционизм и рассмотрение человека как механической совокупности органов, тканей и клеток.
В 2000-е гг. в большинстве развитых стран наиболее популярными разновидностями КАМ/НМ стали китайская народная медицина (особенно акупунктура), индийская аюрведа, гомеопатия и хиропрактика (врачевание с использованием рук). Растущая популярность КАМ в развитых странах вызвала соответствующую реакцию среди правительств, выразивших готовность поддержать развитие методов КАМ/НМ посредством создания специальных учреждений, где эти методы изучаются и практикуются. Еще одной формой поддержки КАМ/НМ является профессионализация практиков неконвенциональной медицины. В социологическом смысле она представляет собой процесс превращения знатоков в профессионалов, когда врачевание с использованием методов КАМ/НМ осуществляется регулярно на оплачиваемой основе. Данный процесс связан не столько с деградацией народного врачевания, сколько с вовлечением многих из них в качестве помощников докторов в современные учреждения здравоохранения. Процесс профессионализации практиков КАМ/НМ характерен в основном для развивающихся стран.
Наиболее широко распространёнными методами врачевания для КАМ/НМ являются врачевание без использования инструментов, лечение травами и другими медикаментами народной фармакопеи (мёд, камни, металлы, высушенные насекомые), лечение словом и верой (заговоры, молитвы), духовное врачевание. Эти методы выступают дополнением, а в ряде случаев альтернативой методам конвенциональной медицины, характеризующейся всё большей инструментальностью и технологичностью.
Для современного здравоохранения релевантностью могут обладать те методы КАМ/НМ, которые характеризуются высокой степенью эффективности. Не менее важен и вопрос о продуктивности этих методов, но продуктивность обеспечивается высоким уровнем мобилизации этих методов и использующих их практиков КАМ/НМ, их доступностью для населения. С учётом существования социальных, экономических и иных препятствий в работе медицинского персонала, прежде всего дефицита медицинских ресурсов, продуктивность официального сектора медицинского обслуживания в сельской местности развивающихся стран часто оказывается ниже, чем продуктивность местных традиций врачевания, если они эффективны в плане лечения. Чтобы оценить лечебную эффективность конкретных методов врачевания и профилактики КАМ/НМ, требуется их всесторонний анализ, который в настоящее время осуществляется дипломированными исследователями КАМ/НМ, специализирующимися в вопросах психотерапии, этномедицины, этнофармакологии, медицинской антропологии и других прикладных дисциплин.