Комиссия Индийского океана
Коми́ссия Инди́йского океа́на (КИО; англ. Indian Ocean Commission, франц. Commission de l'Océan Indien, COI), межправительственная организация по субрегиональному сотрудничеству. В состав организации входят пять государств и территорий (Маврикий, Сейшельские Острова, Мадагаскар, Коморские Острова, заморский департамент Франции – Реюньон) и семь государств и организаций-наблюдателей [Китай, Индия, Япония, Мальтийский орден, Европейский союз (ЕС), Международная организация Франкофонии, ООН].
В 1982 г. министры иностранных дел Мадагаскара, Маврикия и Сейшельских Островов подписали в столице Маврикия Порт-Луи декларацию о создании КИО. В 1984 г. в г. Виктория (Сейшельские Острова) между этими государствами было заключено рамочное соглашение о сотрудничестве в рамках КИО. Реюньон и Коморские Острова получили статус наблюдателей, в 1986 г. они вошли в состав комиссии на правах полноправных членов. В 1989 г. был учреждён генеральный секретариат организации.
Сферы деятельности и основные направления сотрудничества
Изначально предусматривалось, что в рамках организации будут «укрепляться узы дружбы и солидарности между народами» (Request for expressions of interest for the selection of an Individual Consultant for the assessment of national, and regional Intellectual Property rights issues related to innovative projects in the field of circular economy in the African and Indian Ocean Developing Island States (AIODIS) // Expresso das Ilhas); планировалось сотрудничество в научной, технической, культурной, образовательной областях. Со временем задачи, стоящие перед КИО, были конкретизированы: в 1989 г. были определены стратегические направления развития и утверждён план достижения экономических целей (промышленное сотрудничество, развитие внутрирегиональной торговли, туризма и ремёсел); при этом задача создания единого экономического пространства или зоны свободной торговли не ставилась.
Важным этапом развития КИО стало принятие в 1996 г. Комплексной программы по развитию региональной торговли, способствовавшей снятию ряда таможенных барьеров и облегчившей привлечение инвестиций в масштабе субрегиона. Была поставлена амбициозная задача сформировать в субрегионе зону свободной торговли к 1999 г., однако к поставленному сроку она решена не была. Доля субрегиональной торговли в товарообороте государств – членов КИО составляет в среднем 3–4 %.
Постепенно на первый план вышли вопросы охраны окружающей среды и борьбы с негативными последствиями изменения климата. Был запущен ряд проектов: по мониторингу коралловых рифов, внедрению экологического образования, борьбе с разливами нефти, охране рыболовства, защите морских растений и т. д. С начала 2000-х гг. к приоритетным темам добавилась охрана рыбных ресурсов и борьба с морским пиратством.
В 2005 г. на очередном саммите глав государств (СГГ) были определены четыре стратегических приоритета: сотрудничество в политической и дипломатической сферах, торгово-экономическое сотрудничество, защита окружающей среды и укрепление региональной культурной идентичности. Они подразумевали, соответственно, установление и поддержание в субрегионе прочного мира и стабильной политической ситуации, укрепление демократии и внедрение принципов эффективного управления; разработку и внедрение методов управления морскими и аграрными ресурсами региона в целях обеспечения продовольственной безопасности; улучшение условий жизни населения, сохранение привычной для него среды обитания; организацию культурного обмена и повышение туристического потенциала региона.
В 2008 г. на СГГ было решено сконцентрироваться на процессах региональной экономической интеграции. Была поставлена новая амбициозная задача – вместе с другими региональными экономическими объединениями к 2012 г. сформировать единую зону свободной торговли. Этот проект, как и предыдущий, также не был реализован. Серьёзной проблемой, мешающей экономической интеграции стран субрегиона, является относительно небольшой объём их экономик и отсутствие развитой промышленности. При этом стратегические планы в других сферах реализуются гораздо успешнее: так, разработана и успешно продвигается региональная стратегия гендерного равенства, способствующая увеличению доли женщин на руководящих постах и направленная на борьбу с насилием в отношении девочек и женщин.
Несмотря на нехватку собственных средств, КИО, благодаря широкому привлечению денег ЕС, успешно реализует многочисленные программы по развитию субрегионального сотрудничества, борьбе с преступностью и укреплению гендерного равенства, демократизации общественной жизни, развитию инфраструктуры и поддержке предприятий частного сектора, улучшению здравоохранения, развитию солнечной энергетики, борьбе с незаконным выловом рыбы и сохранению биоразнообразия региона.
Структура организации
Формально КИО возглавляется государством-президентом, полномочия которого длятся год; смена президента происходит в алфавитном порядке названий стран-членов. Президент организует встречи органов КИО, представляет КИО в отношениях с третьими странами и международными организациями.
Основной орган – саммит глав государств (СГГ), который определяет стратегические направления сотрудничества. С 1998 г. СГГ проводятся 4 раза в год, на них председательствует глава государства или правительства страны-президента КИО. Совет министров (СМ) собирается 1 раз в год; в его задачи входит конкретизация целей взаимодействия и общее направление деятельности в рамках установленных СГГ стратегических направлений. Комитет постоянных представителей (КПП) состоит из высокопоставленных чиновников государств-членов, собирается трижды в год и осуществляет контроль за выполнением решений СМ и реализацией проектов в рамках КИО. Общее обеспечение функционирования организации (в частности, обеспечение постоянного присутствия членов), подготовка, управление и контроль за реализацией программ и проектов, контакты с необходимыми для этого техническими сотрудниками, контроль за бюджетом КИО возложены на Генеральный секретариат, постоянное место пребывания которого – Маврикий.
Бюджет
Взносы в бюджет КИО распределяются следующим образом: Коморские Острова – 6 %, Франция (Реюньон) – 40 %, Мадагаскар – 29 %, Маврикий – 20 %, Сейшельские Острова – 5 %. Фактически же бо́льшая часть средств на реализацию проектов поступает из-за рубежа через программы сотрудничества с ЕС, Французским агентством по развитию, ООН, Африканским банком развития, Всемирным банком, Международной организацией Франкофонии и др.
Международные связи
КИО активно сотрудничает как с глобальными, так и с региональными международными организациями. Один из ключевых партнёров КИО – ООН: её органы служат важным источником финансирования программ, реализуемых КИО. В частности, благодаря Программе развития ООН осуществляется финансирование проектов, направленных на борьбу за равноправие женщин и права детей; Всемирная организация здравоохранения спонсирует проект по наблюдению и предупреждению развития эпидемий. Управление ООН по наркотикам и преступности помогает правоохранительным и судебным органам КИО развивать сотрудничество в сфере правопорядка и правосудия. Международный фонд хозяйственного развития выделяет дотации на развитие агропромышленного комплекса стран КИО и спонсирует исследования в сфере адаптации сельского хозяйства к изменениям климата. КИО входит в качестве наблюдателя в Рамочную конвенцию ООН об изменении климата.
Важную роль в деятельности КИО играет сотрудничество с другими организациями западной части Индийского океана: Общим рынком Восточной и Южной Африки, Восточноафриканским сообществом, Межправительственным органом по вопросам развития, Южноафриканским сообществом развития. Благодаря финансированию со стороны этих региональных организаций реализуются многие проекты КИО, включая инициативы по охране рыбных богатств региона и поддержанию биоразнообразия и программу по поддержке региональной интеграции. Помимо этого, КИО входит в проект сотрудничества стран Восточной и Южной Африки и Индийского океана и участвует в программе содействия региональной морской безопасности, в рамках которой реализуются меры по предупреждению и борьбе с пиратством.
Существование и реализация программ КИО в значительной степени зависит от финансовых вливаний со стороны третьих стран и международных и региональных организаций. Нехватка средств и неготовность стран субрегиона к полноценной экономической интеграции ограничивают повестку КИО главным образом проблемами социального и экологического характера.
Сайт организации: Commission de l'Océan Indien.