Килпатрик Уильям Херд
Килпа́трик Уи́льям Херд (William Heard Kilpatrick) (20.11.1871, Уайт-Плейнс, штат Джорджия – 13.2.1965, Нью-Йорк), американский педагог, ученик и последователь Дж. Дьюи. Образование получил в Мерсеровском университете (1891, Мейкон, штат Джорджия) и Университете Джонса Хопкинса. В 1890-х гг. преподавал в школах штата Джорджия, в Мерсеровском университете (1897–1906, в 1903–1905 его президент). В 1909–1938 гг. преподаватель, профессор педагогического колледжа Колумбийского университета (Нью-Йорк). Килпатрик – сторонник прагматистской педагогики, рассматривал школу как инструмент демократии в сфере образования. Разработанная им педагогическая система («экспериментализм») опирается на философию прагматизма и психологию бихевиоризма. Килпатрик отвергал традиционную школу, основанную на передаче учащимся готовых знаний вне связи с реальными запросами и жизненными потребностями детей. Отрицал необходимость школьных программ, классно-урочной системы обучения. Призывал к отказу от разделения учебной и внеучебной деятельности, стремясь строить педагогический процесс как организацию деятельности ребёнка в социальной среде. Широкую известность в США и других странах (в СССР – в 1920-х гг.) получила работа Килпатрика «Метод проектов» (1918, русский перевод 1925), в которой он развивал идею обучения через организацию «целевых актов». Различал 4 вида проектов: созидательный (производительный), потребительский (его целью является потребление в широком смысле, включая развлечение), проект решения проблемы (или каких-либо интеллектуальных затруднений, которые могут быть сопутствующими и в созидательном проекте, но здесь выступают как ведущие), проект-упражнение. В последующих работах – «Основы метода» (1925, русский перевод 1928), «Воспитание в условиях меняющейся цивилизации» (1926, русский перевод 1930) и других – Килпатрик отстаивал тезис о том, что школа должна готовить учащихся к жизни в условиях динамично меняющегося общества, к столкновению с ещё неизвестными проблемами будущего. В этом контексте противопоставлял ориентации школы на традиционные учебные предметы, не обладающие инструментальной жизненной ценностью, задачу вооружения ребёнка методами решения проблем, поиска, исследования.