Кения. Литература
Литерату́ра Ке́нии, совокупность художественных произведений, созданных на территории Кении. Развивается на суахили и английском языке. Первые письменные памятники на суахили появились в 17–18 вв.: главным образом героические, религиозные, дидактические поэмы. К 19 в. относится творчество поэтов Муяка бин Хаджи аль-Гассани и Мваны Купоны.
Поэзия продолжала преобладать над прозой и в 20 в. В ней прослеживались две тенденции: традиционалистская, приверженцы которой ориентировались на стилистические и тематические каноны традиционных жанров тензи и машаири (творчество А. Абдаллы и др.), и модернистская (А. Мазруи, Китака ва Мбериа). Начало формирования прозы на суахили относится к середине 20 в.: социально-бытовые повести с дидактической направленностью Дж. Н. Сомбы, А. Джемаадара; бытописательные повести С. Вамбуры. Темой исторических романов стали события восстания Мау-Мау 1952–1956 гг.: «Могила без креста» П. Кареити (1969), «Исцелися сам» П. Нгаре (1975), «Во власти зла» К. Сьямбо (1976).
В 1970–1980-х гг. возник жанр детектива (произведения З. Бурхани, С. Омара Саида). Социальные проблемы затрагивает в своём творчестве Г. Леви (роман «Семена гнева», 1981). Экспериментами с романной формой отмечено творчество К. Мканги («Валениси», 1995).
Англоязычная литература занимает в Кении ведущее место. Её первыми опытами стали в 1-й половине 20 в. произведения политиков Кении – Парменаса Мокери, М. Коинанге, Дж. Кениаты, М. Гикару, М. Гатеру. События истории Кении послужили темой раннего творчества Нгуги ва Тхионго: романы «На разных берегах» (1965), «Не плачь, дитя», «Пшеничное зерно» (оба – 1967). Борьбе за независимость, критике колониальной системы посвящены романы «Дочь Мумби» Ч. Вачиумы (1969), «Эта земля – наша» Дж. Кароки, «Проклятие Господа» С. Нгубиа (оба – 1970), «Самоисцеление» С. Гитинджи (1971). Писатели обращались также к ранней истории Кении: проникновению в Восточную Африку христианства («Смерть на коровьей шкуре» А. М’Иманьяры, 1973; «Да будут наказаны» М. Ликимани, 1974; «Оставьте нас в покое» С. Кагири, 1975), войнам между народами масаи и кикуйю («Первые семена» Л. Нгуйи, 1975), расколу в традиционной общине луо («Огненная месть» Л. Оньянго-Абудже, 1975). В 1970–1980-х гг. появились т. н. литература социального документа (творчество М. Мванги, Б. Чаилу, Дж. Муруа, Нгуги ва Тхионго), женская проза (романы М. Олуде-Макгойе, А. Одаги), романы-утопии, романы-притчи, памфлеты (роман-памфлет «Распятый дьявол» Нгуги ва Тхионго, 1982; роман-аллегория «Возвращение Чаки» М. Мванги, 1989). Известность получила реалистическая проза Ю. Давуда. Писатели конца 20 в. переоценивают значение и методы борьбы за независимость: так, С. Кахиги в романе «Дедан Кимати» (1990) предложил «новый» взгляд на биографию одного из лидеров восстания Мау-Мау. Пафосом обличения феномена войны проникнут роман Ч. Мангуа «Канина и я» (1994). Большое место занял политический роман (творчество В. Мутахи, Ф. Генга-Идову).
Поэзия на английском языке развивается с 1960-х гг. С 1971 г. в Найроби начали издаваться антологии и сборники стихов в серии «Африканские поэты». В англоязычной поэзии Кении преобладает социальная (сборники «Голос тишины» Дж. Хигиро, 1975, «Крик задушенной души» М. Мвагиру, 1980), политическая («Дочь моего народа, пой!», 1978; «Поэма моей матери», 1994, М. Муго), философская лирика («Пылающие ладони», 1975; «Человек без крови», 1975, М. Ямбо). Заметным явлением в литературе Кении стало творчество Дж. Ангиры (сборники «Соки», 1970, «Тихие голоса», 1972, «Мягкие кораллы», 1973).
На рубеже 20–21 вв. поэзия Кении развивается особенно интенсивно. В антологии восточно-африканской поэзии «Эхо в долине» (2000) большую часть составляют произведения поэтов Кении – И. Макоха-Накайо, Н. Алусала, О. Орвенджо.