Муго Мишере
Му́го Мише́ре, Мишере Гитаи Муго (Micere Githae Mugo) (род. 1942), кенийская англоязычная поэтесса, драматург, литературный критик и общественный деятель.
Родилась в семье учителей и активных борцов за независимость Кении. В 1966 г. получила степень бакалавра в Университете Макерере (Уганда), в 1971 г. – степень магистра, в 1973 г. – степень доктора в Университете Нью-Брансуика (Канада). С 1973 г. преподавала в Университете Найроби, в 1980–1982 гг. занимала там должность декана факультета искусств. За критику политики президента Д. А. Мои подвергалась тюремному заключению. В 1982 г. по политическим мотивам была лишена кенийского гражданства и вместе с двумя дочерьми перебралась в Зимбабве. В 1984–1991 гг. ассоциативный профессор на факультете образования в Университете Зимбабве.
С 1991 г. живёт в США. Президент Pan African Community of Central New York (Панафриканского сообщества в Центральном Нью-Йорке). Спикер правозащитной организации Amnesty International; выступает за отмену смертной казни для политических заключённых и против практики женского обрезания, до сих пор бытующей в закрытых этнических группах и общинах иммигрантов из стран Африки. Профессор афроамериканских исследований в Сиракузском университете (Нью-Йорк, США). Член редакционных коллегий журналов Transition, African Commentary, Third world in Perspective и African Women.
В 2009 г., в период правления президента Кении М. Кибаки, Муго вернули кенийское гражданство.
На 2021 г. опубликовано два сборника Муго, знаменующих раннее и позднее творчество: «Дочь моего народа, пой!» («Daughter of my people, sing!», 1976) и «Поэма моей матери» («My mother's poem and other songs», 1994).
Основная тема первого сборника – угнетение, которому подвергались и продолжают подвергаться народы Африки. В стихотворении «Родезия» («Rhodesia»), посвящённом борцам за независимость Зимбабве, она вспоминает об унижениях, которые испытали на себе в недалёком прошлом её предки, проданные в рабство. Стихотворение «Здесь и там» («Up here, down there») посвящено теме неравенства и построено на контрасте описаний гниющих трущоб бедного пригорода и фешенебельного столичного района Зимбабве. Поэтессу волнует вопрос о положении африканцев после получения Зимбабве независимости, – она вынуждена признать, что страдания народа продолжаются и после наступления долгожданной свободы, а люди остаются пассивными и инертными: стихотворения «Где справедливость?» («Is judgment come?»), «Картины жестокой истории» («Vistas of violent history»).
Ведущей тенденцией второго сборника становятся феминистские мотивы с неизменным африканским подтекстом; важное место в нём уделено характеру африканской женщины и её героическим поступкам. При этом Муго занимается характерным для феминистского дискурса словотворчеством, употребляя слова с корнем woman (our womanful lives), используя слова herstory взамен history, matriot вместо patriot (matriotic forces) и т. п.
В стихотворении «Матриоты матери-Африки» («Mother Afrika's matriots») перед глазами читателя проносятся славные женские образы: начиная с описания величественной грации Нефертити и воинственной Клеопатры и заканчивая именами современниц Муго (Р. Паркс и др.), которые внесли вклад в борьбу с гендерным неравенством. В стихотворении «Поэма женщины» («The Woman's Poem») поэтесса призывает женщин Африканского континента сбросить оковы патриархального уклада, чтобы самим творить историю.
Важнейшие в творчестве Мишере Муго – темы негритюда, панафриканизма, величия чёрной расы и присущих ей качеств – гуманности, эмоциональности, сопричастности надмирным, космическим силам, в противовес холодному, прагматичному западному миру. Тема негритюда была затронута Муго и в раннем творчестве (стихотворение «Дочь моего народа, пой!», где красота и величие чёрной расы символически выражены в великолепии юной африканки, олицетворяющей собой Африку), но наиболее полно представлена во втором сборнике. Посвящённое дочерям стихотворение «Рождение» («Birth») рассказывает о неких прекрасных существах («the beautiful ones»), рождённых под раскатами грома и проливным дождём и согретых шкурами леопарда; в нём легко считывается мысль о том, что такие прекрасные люди могли родиться только на лоне африканской природы.
В стихотворении «Хвала детям Африки» («In praise of Africa's children») Муго, с одной стороны, восхищается чёрными детьми как беззаботным, вечно танцующим народом, несущим в себе ему одному подвластную тайну красоты (известный постулат теории негритюда), с другой – оплакивает их как «похороненных до рождения», безвинно растоптанных расизмом, живущих в «общей могиле, выкопанной апартеидом, капитализмом, империализмом». Тем не менее в финале поэтесса высказывает надежду на лучшее будущее, которое может принести её народу борьба за права. Оптимизмом исполнено и стихотворение-пророчество «Прозаическая поэма» («Prosaic poem»), в котором поэтесса предрекает, что однажды в мире восстановится справедливость и «чёрные дети» покончат с «террором доминирующих культур и языков», а «земля превратится в общий для всех дом», в котором «станут исполняться все чаяния» народа, так долго «глядящего в небо в ожидании несбывшихся пророчеств».
В основе стихов Мишере Муго не рифма, а ритм. Большинство из них напоминают народные песни, что сказывается и в названиях обоих сборников («Поэма моей матери и другие песни», «Дочь моего народа, пой!»). Поэзия Муго крайне эмоциональна; её выразительность достигается за счёт использования броских эпитетов («замороженное молчание»), изящных метафор («Нефертити с вечной грацией газели»), сравнений (снег – «кудрявая белая морская пена», «пушистая и мягкая лапа») или усиливающих эффект высказывания параллелизмов, ассонансов и аллитераций. Во многих стихотворениях используются элементы визуальной поэзии (например, расположение слов «лесенкой» в «Поэме женщины»), анафоры, сближающие поэзию с народно-песенным творчеством («Хвала детям Африки»).
Поэзия Муго не лишена лозунговости и ангажированности, что сделало её общественно значимой и созвучной времени.
Также пробовала себя в драматургии: остросоциальные и политические пьесы «Суд над Деданом Кемати» (1976, в соавторстве с Нгуги ва Тхионго), посвящённая противоречивой фигуре героя восстания Мау-Мау 1952–1956 гг., и «Старая болезнь бывшего начальника Кити» (1976), на примере крестьянского семейства рассказывающая о том, как под натиском перемен постколониальной Кении рушатся семейные связи.
Автор ряда литературно-критических работ, посвящённых произведениям Ч. Ачебе, Нгуги ва Тхионго и роли африканского народного творчества в борьбе за права человека.
Премия Фонда Рокфеллера (Rockefeller Foundation Award for writing and publication, 1992), Премия выдающемуся африканисту (Distinguished Africanist Scholar Award, 2007) и др.