Кейл Фрэнк
Кейл Фрэнк (Frank Keil) (род. 23.5.1952, Хантингтон, штат Нью-Йорк), американский когнитивный психолог, директор лаборатории познания и развития Йельского университета. Один из редакторов Энциклопедии когнитивных наук Массачусетского технологического института. Сфера научных интересов сосредоточена на когнитивном развитии, онтологиях, познании, причинно-следственных рассуждениях и структурах. Автор более 250 научных работ.
Биография
Получил степень бакалавра биологии в Массачусетском технологическом институте (1973), степень магистра психологии в Стэнфордском университете (1975), степень доктора философии в области психологии в Пенсильванском университете (1977). Во время обучения работал над такими темами как: проблемы перцептивно-моторной координации, причинно-следственные представления у детей, развитие онтологических схем и их связей с семантическим и концептуальным развитием. Сотрудничал с А. Хейном, Л. Литлом, Д. Ошерсоном, Р. Уэртманом, Г. Кларком, Е. Кларк, Т. Уэйсоу, Р. Гелман, Л. Глейтман, Х. Савином и другими экспертами в области когнитивных наук.
После защиты докторской диссертации работал на факультете психологии в Корнеллском университете: ассистент-профессором (1977–1982), ассоциированным профессором (1982–1985), профессором (1986). В 1987–1997 гг. занимал пост соруководителя образовательной программы по когнитивным наукам, в 1997–1998 гг. – руководителя проекта «Когнитивные исследования в контексте», в 1991–1992 гг. – заместителя руководителя факультета психологии в том же университете.
После 1998 г. перешёл в Йельский университет, где занимал должности: профессора психологии (лингвистика и когнитивные науки) (1998–2010), руководителя программы бакалавриата по когнитивным наукам (1999–2004), руководителя программы бакалавриата по психологии (2000–2001), магистра Колледжа Морзе (2001–2012), исполняющего обязанности председателя Совета магистров (2011–2012), руководителя факультета психологии (2013–2019). В 2003–2004 гг. занимал пост президента Общества философии и психологии.
Занимает пост директора лаборатории познания и развития в Йельском университете.
Женат на Кристи Локхарт, клиническом психологе и психологе развития, с которой познакомился в Стэнфорде. Пара имеет двух сыновей: Дилана и Дерека.
Научный вклад
Во время работы в Корнеллском университете Кейл сосредоточился на исследованиях онтогенетического развития понятий (концептуального развития). В рамках серии исследований 1980-х гг. Кейл обнаружил, что структура значений некоторых слов изменяется по ходу развития, и предпринял попытку описать эти изменения. Помимо этого, Кейл работал в проектах, связанных с интуитивными теориями у детей, онтологическими схемами у взрослых, процессами понимания, усвоения метафор и афазиями, ограничениями когнитивного развития.
Наиболее цитируемые работы автора:
книга «Понятия, виды и когнитивное развитие» (Keil. 1992; впервые опубликована в 1989). Посвящена вопросам семантического и концептуального развития. Кейл описывает изменения в понятиях (концептах) и значениях слов в процессе когнитивного развития детей, подкрепляя написанное теориями и результатами эмпирических исследований в области понятийного мышления. Автор предполагает, что дети с самого раннего возраста хранят разные виды понятий в выстроенной системе концептуальных категорий и причинно-следственных убеждений. Дополнительно Кейл призывает уделять больше внимания роли обучения в понимании идей концептуальной репрезентации;
книга Энциклопедия когнитивных наук Массачусетского технологического института (The MIT Encyclopedia of the cognitive sciences, 2001). Книга представляет собой большой сборник из 471 статьи о теоретических и методологических представлениях существующих областей когнитивных наук. К работе над энциклопедией были приглашены эксперты из сфер искусственного интеллекта, культуры, этологии, лингвистики и языка, нейронаук, психологии, философии;
статья «Соблазнительное очарование нейронаучных объяснений» (The seductive allure of neuroscience explanations, 2008). Посвящена тому, как люди с разным уровнем экспертности в теме оценивают объяснения психологических явлений в зависимости от того, подкреплены ли они нейронаучными данными. Не имеющие специальных знаний в данной сфере участники, студенты нейроспециальностей и профессионалы в сфере нейронаук читали заметки о психологических явлениях с «хорошим» и «плохим» объяснением, подкреплённые или неподкреплённые нейронаучной информацией. Участники всех 3 экспериментальных групп отличали «хорошие» и «плохие» объяснения вне зависимости от наличия подкрепляющих нейронаучных данных. Однако испытуемые из группы новичков и студентов оценивали объяснения как более удовлетворительные, если в них содержалась нейронаучная информация, даже если объяснения сами по себе были «плохие». Статья поднимает вопрос о том, что дополнение психологических объяснений нейронаучной информацией может повлиять на суждения читателей.
Награды, премии, признание
В 1983 г. входил в состав делегации США на американо-советском семинаре по человеческому развитию, проходившему в Москве.
В 1999 г. Энциклопедия когнитивных наук Массачусетского технологического института под его редактурой получила награду «Выдающаяся книга по психологии» от Ассоциации американских издателей.
Среди стипендий, полученных Кейлом:
стипендия Пенсильванского университета (1976–1977);
стипендия Центра перспективных исследований в области поведенческих наук (1984–1985);
стипендия Мемориального фонда Джона Саймона Гуггенхайма (1990).
Кейл получил несколько академических наград и премий:
премия Sigma Xi за докторскую диссертацию от Пенсильванского университета (1978);
премия Бойда Р. Маккэндлесса для молодых учёных от 7 отдела (психология развития) Американской психологической ассоциации (1983);
премия за вклад в психологию в начале карьеры от Американской психологической ассоциации – Distinguished Scientific Award for an Early Career Contribution to Psychology (1985);
премия «Метод продления исследований во времени» от Национального института здоровья (2003–2013);
премия выпускников Джеймса Э. Гея III, школа Ист Вудс, Ойстер-Бей, Нью-Йорк (2009);
премия Энн Л. Браун за выдающиеся достижения в области исследований развития (2012).