Кауфман Гордон
Ка́уфман Го́рдон, Гордон Дестер Кауфман (Gordon Dester Kaufman) (22.6.1925, Норт-Ньютон, штат Канзас – 22.7.2011, Кембридж, штат Массачусетс), американский меннонитский теолог. Внёс вклад в развитие конструктивного и систематического богословия, а также философской теологии. Выступал за необходимость пересмотра богословской проблематики в свете актуальных научных данных и мышления современного человека. Внёс вклад в изучение взаимоотношения религии и науки, богословское осмысление проблем экологии и теории эволюции. Его взгляд на значение миссии Иисуса Христа и христианское вероучение способствовал развитию религиозного плюрализма и межконфессиональному диалогу.
Биографические сведения
Кауфман получил степень бакалавра искусств в Бетел-колледже в Канзасе (1947) и степень магистра социологии в Северо-Западном университете (1948), а также степень бакалавра теологии в Йельской богословской школе (1951). В 1955 г. защитил диссертацию «Проблема релятивизма и возможности метафизики» на соискание степени доктора философии в Йельском университете. В 1953–1958 гг. преподавал в Помона-колледже, в 1958–1963 гг. – в Университете Вандербильта. В 1963 г. получил приглашение в Гарвардскую богословскую школу, где занимал должность профессора вплоть до выхода на пенсию в 1995 г., но и после этого продолжал научное руководство и преподавательскую деятельность. Последний курс лекций прочитал в 2009 г. в возрасте 84 лет.
Кауфман преподавал как приглашённый профессор в университетах Индии, Японии, Китая, Южной Африки и Великобритании. Возглавлял сначала подразделение Американской академии религии в Новой Англии (1979–1980), а затем и всю Академию целиком (1981–1982). Занимал пост президента Американского богословского общества (1979–1980); состоял в Обществе буддистско-христианских исследований и Бостонском богословском обществе.
Кауфман принадлежал к меннонитской традиции. Поскольку её последователям запрещено становиться военными, во время Второй мировой войны он проходил в армии альтернативную службу. В 1953 г. стал пастором Генеральной конференции меннонитской церкви. Входил в попечительский совет меннонитского Бетел-колледжа, а также Меннонитской библейской семинарии (ныне – Анабаптистская меннонитская библейская семинария). В начале 1960-х стоял у истоков основания меннонитской конгрегации в Бостоне.
Богословские взгляды
Кауфман был автором многочисленных статей и книг, переведённых на разные языки, включая французский, немецкий, японский, корейский, итальянский и немецкий. Богословские взгляды Кауфмана в значительной степени сформировались под влиянием философии И. Канта, богословия К. Барта, а также меннонитской традиции, к которой он принадлежал. Сам он считал, что меннонитство, будучи «мирной церковью», повлияло на его взгляды на войну и насилие, отношение к окружающей среде, социальной справедливости и межрелигиозному диалогу. В своей первой монографии «Релятивизм, знание и вера» (Relativism, knowledge, and faith, 1960), написанной на основе его диссертации, он исследовал вопрос о соотношении религии и науки. В начале своей преподавательской карьеры Кауфман пытался выстроить своё богословие на основании традиционных христианских принципов, но в конце концов осознал необходимость пересмотра исторических богословских догматов, в частности понимания Бога.
В сочинении «Проблема Бога» (God the problem, 1972) Кауфман критиковал представление о богословии как выражении вневременной истины. Кроме того, он подверг критике богословские системы, содержащие элементы фундаментализма и религиозной нетерпимости, стремясь показать, что настоящая теология появляется не из вероучительных документов различных религиозных организаций, но является живым и творческим процессом, в котором может принять участие каждый человек, независимо от своего вероисповедания и религиозной принадлежности. В богословских исследованиях Кауфман нередко обращался и к данным современных научных дисциплин, и к опыту других религиозных традиций. Признание религиозного плюрализма и важности взаимодействия с другими религиозными и светскими традициями стало одной из основных тем в его работе. Особое внимание этой теме он уделил в книге «Бог, тайна, разнообразие: христианское богословие в плюралистическом мире» (God, mystery, diversity: Christian theology in a pluralistic world. 1996).
Наиболее известный труд Кауфмана – «Пред лицом тайны: конструктивная теология» (In face of mystery: a constructive theology, 1993). В нём он предпринимает попытку выстроить богословскую систему с учётом представлений о мире современного человека, принимая во внимание данные современной науки. В 1995 г. эта монография получила награду Американской академии религии за вклад в развитие теологии. В книгах «Пред лицом тайны» и «В начале... Творчество» (In the beginning ... Creativity, 2000) сформулирован взгляд на Бога не как на Творца, но как на непрестанное, неличностное Творчество, проявленное во всей Вселенной в череде случайных событий, таких как Большой взрыв, развитие космической эволюции и существование человеческой культуры.
Кауфман утверждал, что христиане должны выработать новые представления о Боге и Иисусе Христе. В последней книге «Иисус и творчество» (Jesus and creativity, 2006) он предложил исторический пересказ жизни Иисуса, лишённый традиционных представлений о его божественном происхождении и уникальности миссии.