Камерун. Танцевальная культура
Танцева́льная культу́ра Камеру́на. До обретения Камеруном независимости в 1960 г. традиционные танцы находились под долговременным запретом колониальных властей как «оскорблявшие чувства христиан», что нанесло серьёзный урон культуре местного населения: многие танцы были забыты. С 1960 г. танцевально-музыкальные традиции этносов, населявших страну, использовались миссионерскими организациями для приобщения камерунцев к европейским ценностям и стали основой сценических постановок на религиозную и бытовую тематику. Национальные танцевальные мотивы включались в христианское богослужение, в основном в церквях, где служили священники-камерунцы.
С первых лет независимого развития началось возрождение традиционной хореографии. В начале 1960-х гг. создан Национальный ансамбль танца, в состав которого вошли представители разных народностей. Ансамбль с успехом гастролировал во многих странах, в том числе в СССР в 1973 г.
Традиционными танцами отмечаются обряды жизненного цикла, инициации, охотничьи обряды, обращение за помощью к духам предков.
У фулани труп уважаемого при жизни человека перед погребением закрепляют в сидячем положении, в его честь исполняются сольные и групповые танцы. Представители бороро празднуют окончание сухого сезона танцами юношей и девушек. Важную роль в ритуалах бака играет танец лума, исполняемый женщинами после возвращения мужчин с удачной охоты; одежда танцовщиц сделана из листьев рафии.
Танцы бамилеке исполняются в ярких костюмах, расшитых бисером, и в головных уборах из крупных разноцветных перьев. Лица танцоров скрывают маски, украшенные ракушками и бисером.
Обычно танцы подчиняются определённым правилам, но допускается импровизация. Постоянными хореографическими элементами являются быстрые вращения бёдрами, резкие и быстрые движения тела вперёд и назад на полусогнутых ногах, взмахи поднятыми в стороны и вверх руками. Танцы сопровождаются игрой инструментальных ансамблей, хлопками в ладоши и топаньем. При исполнении некоторых танцев используются маски, кожаные веера, куски ткани.
Танцы соответствуют половозрастным характеристикам: исполняются отдельно мужчинами, женщинами и детьми. Представители разных социальных слоёв танцуют также отдельно друг от друга.
В городской среде популярны музыкально-танцевальные жанры бикутси и макосса; широкое распространение получил танец ндомболо, заимствованный из Демократической Республики Конго. В нарушение традиций в клубах и барах мужчины и женщины танцуют вместе. Профессиональные танцоры выступают на Национальном фестивале искусств и культуры (Festival National des Arts et de la Culture, 1991) в Яунде, в туристических центрах, на частных развлекательных мероприятиях.