Ижорская земля
Ижо́рская земля́ (в западноевропейских источниках – Ингария, Ингрия, Ингардия), историческая область, занимавшая территорию приблизительно от реки Сестра (фин. Раяйоки, Rajajoki) на Карельском перешейке до среднего течения реки Ижора (фин. Инкере, Inkere) и Юго-Западного Приладожья.
Русское название области произошло от названия народа ижора.
Впервые Ижорская земля под названием Ингария упомянута Генрихом Латвийским в «Хронике Ливонии» в 1221 г., когда жители крупного древнеэстонского племенного союза Саккала «перешли Нарову и сделали далёкий поход в землю, называемую Ингария, относящуюся к Новгородскому королевству» (Генрих Латвийский. 1938. С. 221–222). Об инграх (ижоре) говорится в булле папы Римского Александра III к архиепископу Уппсальскому (1164–1185) Стефану с призывом к распространению христианства среди местных язычников.
В русских летописях (Новгородская первая летопись и др.) первое упоминание об ижоре относится к 1228 г., когда она и корела помогли жителям г. Ладога (ныне село Старая Ладога) отразить нападение племени емь (повторно участвовала в борьбе с ним в 1292). В 13 в. ижора оказалась в зависимости от Новгородской республики и неизменно поддерживала её в борьбе против внешних врагов – шведов (в Невской битве 1240 и в начале 14 в.), крестоносцев (поход новгородского князя Александра Ярославича Невского на Копорье в 1241) и др. В рассказе «Жития Александра Невского» о Невской битве упоминаются Ижорская земля и её старейшина Пелгусий («старҌишина в земли Ижерьскои»: Полное собрание русских летописей. Т. 3. Москва, 2000. С. 292), при этом отмечено, что он был крещёным и нёс охранную службу в устье реки Нева, а представители его «рода» ещё оставались язычниками.
В 13–14 вв. процесс христианизации Ижорской земли происходил в остром противоборстве Римско-католической и Русской православной церквей. Двумя буллами 1255 г. архиепископу Рижскому (1255–1273) Альберту II папа Римский Александр IV предписывал для обратившихся в христианство язычников «Ватландии, Ингрии и Карелии» назначить специального епископа (Матузова. 2020. С. 382–387). Одновременно шёл постепенный процесс обращения местного населения в православие.
В 1478 г. Ижорская земля в составе Новгородской республики присоединена к Московскому великому княжеству, в административном отношении разделена на 8 погостов, приписанных к Ореховскому уезду и входивших в состав Водской пятины.
В 16 в. ижора продолжала сохранять свои «мольбища идольские», что вынудило новгородских архиепископов Макария (в 1534) и Феодосия (в 1548) прибегнуть к энергичным мерам по искоренению язычества.
На территории Ижорской земли проходили военные действия в ходе Ливонской войны 1558–1583 гг. (сражения 1577–1578) и русско-шведских войн (1590–1593 и 1656–1658).
По условиям Столбовского мира 1617 г. Ижорская земля оказалась под властью Швеции, образовав Нотебургский лен провинции Ингерманландия. В ходе Северной войны 1700–1721 гг., после успешного штурма Нотебурга 1702 г., занята русскими войсками. Вхождение Ижорской земли в состав России закреплено Ништадтским миром 1721 г.