Иволгинский археологический комплекс
И́волгинский археологи́ческий ко́мплекс, городище и могильник хунну, уникальный объект культурно-исторического наследия на территории Забайкалья (Республика Бурятия, Россия). Комплекс расположен на левой надпойменной террасе старицы реки Селенга, в 16 км к юго-западу от центра г. Улан-Удэ.
В 1927 г. городище было осмотрено В. В. Поповым. В 1928–1929 гг. первые раскопки на памятнике провёл Г. П. Сосновский. Фундаментальное исследование городища осуществлено в 1955–1956, 1958–1959, 1961–1962 и 1974 гг. под руководством А. В. Давыдовой.
Городище имеет форму неправильного прямоугольника площадью 6,74 га, вытянутого с севера на юг вдоль старицы Селенги. С трёх сторон оно окружено линией укреплений (4 ряда валов и 3 ряда рвов между ними; сохранились только в южной части), с востока его защищал крутой берег, спускавшийся прямо к реке. Исследовано 54 жилища полуземляночного типа и единственное наземное сооружение – глинобитный «дом правителя» размером 13 × 11,5 м, к которому примыкала летняя пристройка. Все постройки ориентированы по странам света и имеют одинаковую внутреннюю планировку. Вход располагался ближе к юго-восточному углу помещения. В северо-восточном углу помещалась каменная печь, от которой вдоль северной и западной стен проходил дымоход, служивший для обогрева жилого пространства и обустройства лежанок. Жилища перекрывались двускатной крышей, покрытой дёрном. Балки кровли опирались на каркасно-столбовую конструкцию, возведённую внутри полуземлянок. Дымоход, пол, «потолок» и стены жилищ покрывались толстым слоем глиняной обмазки. Внутри жилищ и между ними зафиксированы хозяйственные ямы, которые могли использоваться для хранения запасов. В северо-восточной части городища в одной из ям выявлен сруб колодца, а северо-восточнее «дома правителя» обнаружены остатки железоплавильной мастерской с сыродутным горном, найдены шлаки и обломки криц.
Керамическая посуда изготавливалась на ручном гончарном круге. Среди ваз, горшков, корчаг, мисок и кувшинов преобладают сероглиняные лощёные сосуды, часть из которых украшена налепным или прорезным орнаментом в виде волнистых линий.
Основу хозяйства жителей городища составляли земледелие и животноводство. На городище найдены сошники, серпы, костяные мотыги, каменные зернотёрки, а также костные останки овец, коров, лошадей, свиней, коз, верблюдов и собак. В 100 м к югу от городища выделяется участок террасы, обнесённый хорошо заметным валом (т. н. Малое городище). Поскольку в пределах вала культурный слой не выявлен, есть основание считать, что это загон для скота. Охота и рыболовство носили вспомогательный характер. Появление оседло-земледельческих центров хунну обусловлено стремлением компенсировать нехватку ресурсов в состоянии перманентной войны, в котором находилось их общество.
В 1956 г. экспедицией под руководством А. В. Давыдовой на расстоянии 440 м к северу от городища был обнаружен грунтовый могильник, на котором хоронили умерших жителей городища. Всего в течение пяти сезонов между 1956 и 1970 гг. включительно исследовано 216 грунтовых захоронений и обнаружены останки 244 человек. Погребения совершены по обряду трупоположения, вытянуто на спине. Преобладает ориентировка головой в северном или восточном направлении. Подавляющее большинство захоронений совершено в деревянных гробах. В могилу помещали керамический сосуд и напутственную пищу. Мужчин хоронили с оружием, обычно с луком и стрелами. Женщин погребали с орудиями труда. Значительная часть найденных предметов – украшения одежды и детали наборных поясов. Разнообразие и количество элементов поясного набора указывают на прижизненный статус человека (это в равной степени относится как к захоронениям мужчин, так и женщин). Пояса украшались подвесками из бронзы и различных минералов, раковинами каури, поясными накладками, бронзовыми колокольчиками, пластинами из гагата и ажурными пластинами из бронзы со сценами борьбы.
Иволгинское городище погибло в огне пожарищ (об этом свидетельствуют завалы сгоревших деревянных конструкций с обожжённой глиняной обмазкой, остатки сгоревших вещей и ошлакованная глиняная посуда). Следы огня отсутствуют только на месте тех жилищ, которые хозяева покинули ещё при жизни поселения. Одновременно с городищем был разорён и расположенный рядом могильник.
Наиболее вероятная дата существования поселения и функционирования могильника определяется в пределах 1 в. до н. э. – 1 в. н. э. Иволгинский археологический комплекс является опорным для изучения истории и культуры хунну, а результаты его исследования имеют принципиальное значение для понимания этнокультурных процессов в Центральной Азии в 1-й половине 1-го тыс. н. э.
Практически все материалы раскопок этого уникального комплекса, проведённых под руководством А. В. Давыдовой, хранятся в Государственном Эрмитаже. Материалы других раскопок представлены в фондах Музея истории Бурятии имени М. Н. Хангалова и Музея Бурятского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук.