Италия. Хозяйство. Общая характеристика хозяйства
О́бщая характери́стика хозя́йства Ита́лии. Италия входит в группу ведущих экономически развитых постиндустриальных государств мира. По объёму валового внутреннего продукта (ВВП) в номинальном выражении (около 2100 млрд долл.; 2021) занимает 3-е место среди стран ЕС (после Германии и Франции); по паритету покупательной способности (ППС) – 3-е место (2713 млрд долл.; 2021). ВВП в расчёте на душу населения в номинальном выражении – 35,6 тыс. долл. (11-е место среди стран ЕС; 2021), по ППС – 45,9 тыс. долл. (12-е место среди стран ЕС; 2021). Индекс человеческого развития 0,895 (2021; 30-е место среди 191 страны мира).
Структура экономики Италии характерна для передовых постиндустриальных государств: в сфере услуг создается 72,6 % ВВП, в промышленном производстве – 20,3 % [в том числе на обрабатывающие отрасли приходится 19,0 процентных пунктов (п.п.), на добычу полезных ископаемых – 1,3 п.п.], в строительстве – 4,9 %, в сельском, лесном хозяйстве и рыболовстве – 2,2 % (2021).
Сохраняются значительные различия в уровне экономического развития регионов Севера и Юга страны. Важнейшие экономические центры – Рим, Милан, Турин.
Повышение ежегодных темпов развития экономики до 0,8 % в 2017–2018 гг. сменилось резким замедлением до 0,3 % в 2018–2019 гг., в 2019 г. добавился новый фактор замедления роста – коронавирусная инфекция (COVID-19). Особенно пострадала туристическая отрасль, важная для Италии.
Среди прочих причин замедления экономического развития – повышенная доля производств, ориентированных на потребительский спрос, и низкая степень специализации на выпуске наиболее востребованной наукоёмкой продукции. Это ограничивает расширение экспортных возможностей (экспорт высокотехнологичной продукции составляет около 12 % всех товаров, что ниже средних показателей стран ЕС). Благодаря сочетанию современных технологий и изысканного дизайна итальянская продукция высоко востребована на мировом рынке, однако с конца 1990-х гг. положение итальянских экспортёров осложнилось конкуренцией с производителями из Китая, Вьетнама и других стран, экспортная специализация которых по ассортименту продукции (автомобили, текстиль, обувь, мебель, бытовая техника и др.) во многом совпадает с традиционными итальянскими товарами и вытесняет их в силу дешевизны. Производители из стран Азии зачастую выступают и как поставщики контрафактной продукции под известными итальянскими марками (один из методов защиты итальянских производителей получил название Made in Italy: малые и средние фирмы, продвигая торговые марки, подчёркивают, что товар сделан именно в Италии, – это свидетельствует о его высоком качестве и принадлежности к сегменту высоких цен). Всё шире внедряются т. н. лёгкие модели ведения бизнеса: основное производство переносится из Италии в страны с более дешёвой рабочей силой, при этом за Италией сохраняется исключительное право на дизайн изделия, контроль качества, производственное и торговое планирование, логистика и сбыт. Особенно это затронуло такие отрасли, как производство швейных изделий, текстиля [в частности, известный производитель одежды компания Benetton 57 % своей продукции создает за рубежом (2021; 10 % в 1990)].
Государственный институт промышленной реконструкции (1933; штаб-квартира в Риме) – холдинг, объединяющий свыше 150 крупнейших итальянских компаний со значительным государственным участием. В наибольшей степени от государства зависят (финансирование из бюджета) энергетика (на 90 %), предприятия транспортной инфраструктуры (50 %), металлургия (45 %), горнодобывающая промышленность (30 %), производство транспортных средств (20 %), в наименьшей степени – предприятия лёгкой промышленности (7 %) и банки (3 %; в 2021).
По состоянию на 31 декабря 2020 г. в добывающей промышленности страны насчитывалось 4 тыс. компаний разного уровня, 550 тыс. компаний в обрабатывающей промышленности и 830 тыс. компаний в строительном секторе.
Характерная особенность итальянской экономики – значительная роль предприятий малого бизнеса: микропредприятия (до 9 занятых) составляют 95,2 % общего количества фирм и 43,7 % всех работающих в стране, но это лишь подчеркивает особую роль более крупных компаний (2020). В основном микропредприятия действуют в сфере услуг и обрабатывающей промышленности, специализируясь главным образом на выпуске обуви, одежды, фурнитуры, ювелирных украшений, строительных и отделочных материалов, продуктов питания и др.
На крупнейшие компании (число занятых более 250 человек) приходится 0,1 % всех зарегистрированных фирм, 23,1 % всех работающих в стране и 31,7 % всей стоимости произведённой продукции (2020).
На фирмы, относящиеся к остальным категориям (от 10 до 249 работающих) приходится 4,7 % общего количества и 33,2 % всех работающих в стране (2020).
По рейтингу экономической свободы Италия находится на 57-м месте (значение индекса 65,4 в 2022) и относится к странам с «умеренно свободной экономикой».
Расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в Италии постепенно растут (1,3 % в 2013; 1,4 % в 2018; 1,5 % от ВВП в 2020), на образование составляют 4,3 % от ВВП (2018; 4,1 % в 2013), на здравоохранение – 8,7 % (2019; 8,7 % в 2018; 8,8 % в 2013).
Италия относится к государствам с довольно высоким уровнем налогов.
Ведущие позиции в экономике занимает частный капитал. В 1990–2000-х гг. ряд крупных итальянских компаний перешёл под контроль международных корпораций; ведущие государственные объединения [Eni (1953; штаб-квартира в Риме), Enel (1962; штаб-квартира в Риме) и др.] оказались частично или полностью приватизированы.
Темпы инфляции составляют 1,9 % (2021; −0,1 % в 2020; 2,8 % в 2011). Дефицит государственного бюджета – 128,9 млрд евро (2021).
Объём прямых иностранных инвестиций достигает 8,5 млрд долл. (2021; 19,6 млрд в 2015).
Государственный долг Италии достиг исторического максимума – 150,2 % ВВП (2-й квартал 2022; 134,8 % в 2019) – 2-е место среди стран валютной зоны евро (после Греции).
Золотовалютные резервы государства оцениваются в 2452 т, международные валютные резервы – в 217,7 млрд евро (1-й квартал 2022).
Структура ВВП Италии по секторам экономики: сельское хозяйство – 2,2 %, промышленность – 23,8 %, сфера услуг – 74,0 % (2021).