Иоанн I Гиркан
Иоа́нн I Гирка́н (греч. Ἰωάννης Ὑρκανός) (104–175 гг. до н. э.), первосвященник и этнарх Иудеи из династии Хасмонеев, правивший со 135 или 134 до 104 гг. до н. э.
Биография
Третий сын одного из лидеров Маккавейского восстания Симона Маккавея. Во время правления отца возглавлял иудейскую армию. Проявил полководческий талант уже при взятии Акры (около 141 до н. э.), сирийской крепости, построенной рядом с Иерусалимским храмом и ставшей оплотом просирийской партии в Иерусалиме. После взятия Акры Симон назначил Иоанна начальником еврейских войск в г. Гезер (Газар) (ср.: 1 Макк. 13:53; 16:1–3), вскоре (138–137 до н. э.) Иоанн одержал победу в битве с сирийским военачальником Кендевеем при г. Азот (1 Макк. 16:5–10).
Власть над Иудеей Иоанн унаследовал после смерти отца, погибшего вместе с двумя старшими сыновьями от руки своего зятя Птолемея, сына Авува, который по совету сирийского царя Антиоха VII Эвергета Сидета попытался завладеть троном этнарха (1 Макк 16:11–19). Однако народ не поддержал Птолемея, и оставшийся в живых Иоанн Гиркан без труда овладел Иудеей (Иосиф Флавий. Иудейские древности. XIII. 7. 4). Он пытался наказать убийцу отца, но тот взял в заложницы его мать и смог бежать. В первый же год правления Иоанн Гиркан столкнулся с проблемой защиты страны от сирийских завоевателей. Антиох VII попытался восстановить власть Селевкидов над провинцией, вторгся в Иудею, опустошил почти всю страну и осадил Иерусалим.
По условиям капитуляции иудеи должны были снести часть городской стены и выплатить значительную контрибуцию в качестве наказания за завоёванные ещё Симоном Маккавеем греческие города Иоппию (Яффа, ныне в составе Тель-Авива) и другие (Иосиф Флавий. Иудейские древности. XIII. 8. 2–3). Размещения селевкидского гарнизона в Иерусалиме удалось избежать только после уплаты дополнительной дани в 500 талантов и предоставления заложников. Кроме того, Гиркан должен был оказывать военную поддержку Антиоху в его борьбе с парфянами.
Возможно, к периоду войны Гиркана с Антиохом VII (135 до н. э.) относится упоминаемое Иосифом Флавием посольство Гиркана в Риме, где сенат подтвердил свой союз с Иудеей и принял указ, согласно которому Антиох должен был вернуть Иоанну оставленные иудеями прибрежные города. Практической помощи, однако, со стороны римлян не последовало (Иосиф Флавий. Иудейские древности. XIII. 9. 2).
Иоанн Гиркан сохранил свой статус первосвященника и правителя Иудеи, но сама она оставалась подвластной Селевкидам ещё в течение 6 лет, пока Антиох VII не погиб во время военной кампании против парфян (130–129 до н. э.), в которой участвовал и Иоанн Гиркан (Иосиф Флавий. Иудейские древности. XIII. 8. 4). После этого ситуация изменилась. Иудея фактически стала независимой и лишь формально оставалась под властью Селевкидов. Иоанн в дальнейшем не выплачивал следующим сирийским властителям контрибуцию, наложенную Антиохом VII.
Иоанн Гиркан смог воспользоваться нестабильностью державы Селевкидов. В его походах, помимо иудейской армии, участвовали иностранные наёмники (в основном выходцы из Малой Азии), службу которых Иоанн оплачивал из средств, полученных при ограблении сокровищницы гробницы царя Давида (Иосиф Флавий. Иудейские древности. XIII. 8. 4). В 129 г. до н. э., продолжая политику предшествующих хасмонейских правителей, Иоанн Гиркан завоевал часть соседних территорий. Ему удалось практически восстановить еврейское государство в границах царства Давида. После 6-месячной осады он захватил Мадабу и некоторые города Заиорданья. Далее Гиркан покорил Самарию, взял Сихем и разрушил самаритянский храм на горе Гаризим (Гризим). Согласно археологическим данным, укреплённое святилище и примыкающее к нему поселение были разрушены около 111 г. до н. э. (Magen. 2007), хотя дискуссия о точной датировке не имеет завершения.
Иоанн Гиркан подчинил также прибрежные города, за исключением Газы, Аскалона и Птолемаиды. В 125 г. до н. э. он напал на Идумею, захватил Хеврон, Адору (Адораим, ныне Дура), Марешу и Эйн-Геди, жителей которых принудил принять иудаизм (Иосиф Флавий. Иудейские древности. XIII. 9. 1). Таким образом, под его контролем оказались важнейшие дороги региона: часть прибрежной дороги вдоль Средиземного моря (Via maris), а также т. н. царская дорога, связывавшая порты Красного моря и Дамаск.
Когда в 108 или 107 г. до н. э. в г. Самария (греческой колонии Севастии) началось восстание, Гиркан приказал своим сыновьям Аристовулу и Антигону осадить город, который, несмотря на помощь Селевкидов, был разрушен в 107 г. до н. э. В том же году состоялась последняя военная кампания Гиркана, направленная против г. Скифополь (эллинистической колонии на месте Бейт-Шеана) на границе с Галилеей (Иосиф Флавий. Иудейские древности. XIII. 10. 2–3). В ходе её была завоёвана вся Изреельская долина вплоть до горы Кармель (Иосиф Флавий. Иудейская война. I. 2. 7). Завоевание Самарии и Бейт-Шеана вызвало неудачную попытку вмешательства Селевкидов с целью спасти жителей эллинистических городов.
Как и его предшественники, Гиркан поддерживал хорошие связи с Римом. Были также установлены дипломатические отношения с Пергамом и Птолемеемским Египтом.
В начале правления Гиркан опирался на религиозно-политическую партию фарисеев, мнение которых в толковании Священного Писания пользовалось большим авторитетом в народе. Сначала они поддерживали Хасмонеев, но чем больше представление о власти последних сближалось с эллинистическим и вступало таким образом в противоречие с тем, что считалось правильным пониманием закона, тем более фарисеи отдалялись от Хасмонеев. Они критиковали хасмонейских первосвященников, в первую очередь по причине их несадокидского происхождения. Распространился слух, что мать Гиркана была в плену при Антиохе IV Эпифане. Поскольку считалось, что сын женщины, оказавшейся в плену (согласно Лев 21:13-14, «опороченной»), не мог быть первосвященником, то легитимность хасмонейских первосвященников с точки зрения Моисеева законодательства оказывалась сомнительной. Это подрывало авторитет Гиркана. В итоге он запретил под страхом наказания исполнять все предписания фарисеев (Иосиф Флавий. Иудейские древности. XIII. 10. 5–6).
В последние годы правления Гиркан опирался всё более на другую религиозно-политическую партию того времени – саддукеев, которые считали себя священнической элитой и были не менее фарисеев консервативны в религиозных вопросах. Однако, стремясь сохранить свои привилегии, саддукеи поддерживали власть и были более открыты по отношению к эллинизму. Они не пользовались большим авторитетом в народе, но контролировали значительную часть экономики страны (Иосиф Флавий. Иудейские древности. XIII. 10. 5–7).
Образ Иоанна Гиркана в позднейшей традиции
Гиркан был известен не только своими завоеваниями, но и своим особым религиозным статусом. Помимо того, что он был правителем и первосвященником, Иосиф говорит и о его пророческой харизме. Подводя итог жизни Гиркана, Флавий отмечает, что он «удостоился от Господа Бога трех величайших благ: властвования над своим народом, первосвященнического достоинства и дара прорицания. Господь Бог не покидал его и дал ему возможность предвидения и пророчествования». Так, например, он предсказал краткость правления своих сыновей [Иосиф Флавий. Иудейские древности. XIII. 10. 7 (299–300); ср.: он же. Иудейская война. I. 2. 8 (68)]. Его пророческий дар состоял не только в предвидении будущего, но и в слышании голоса Бога во время богослужения в храме, сообщившего ему о победе его сыновей над сирийцами [Иосиф Флавий. Иудейские древности. XIII. 10. 3 (282–283)]. Параллельная традиция существует и в раввинистической литературе: здесь упоминается, что первосвященник Иоанн слышал в Святая Святых голос (бат коль), сообщивший ему о победе над царём Антиохом (Вавилонский Талмуд. Сота 33а; см. также Сота 9:14, 24b). Таким образом, дар пророчества приписывался Гиркану не только в хасмонейских кругах, это представление вообще стало частью древней традиции, известной как Иосифу Флавию, так и вавилонским раввинам сотни лет спустя.
Указание Иосифа о трёх дарах Гиркана (царства, первосвященства и пророчества) было очень важно для его современников – некоторые евреи ожидали появления трёх таких эсхатологических мессианских вождей (например, 1QS 9:11), а Иоанн, согласно этой традиции, уже воплощал в себе все эти три служения. Данное представление могло как минимум обосновывать веру в то, что его первосвященство и гражданская власть были признаны Богом, некоторые исследователи видят в нём также веру в то, что в Иоанне Гиркане нашло исполнение ожидание истинного будущего пророка (ср.: 1 Макк 14:41) и тем самым легитимизации вечного правления династии Хасмонеев.
В раввинистической традиции с ним связываются несколько галахических предписаний, относящихся к храмовому богослужению, а также реформа сбора десятины. Гиркан рассматривался здесь также не только как первосвященник, но и как мудрец, внёсший свой вклад в развитие иудейского законодательства (Мишна. Маасер Шени 5:15; Сота 9:10; Иерусалимский Талмуд. Маасер Шени 5:9 56d; Сота 9:11; Вавилонский Талмуд. Йома 9а).
Монеты Иоанна Гиркана
Иоанн Гиркан – первый правитель Иудеи, при котором после долгого перерыва приблизительно со 110 г. до н. э. начали чеканить монеты (чеканка не возобновлялась приблизительно 150 лет со времени указа Птолемея II). Выпускались только мелкие бронзовые монеты (прута), поскольку серебряных рудников в Иудее не было. На 7 из 10 известных типов монет Иоанна Гиркана надпись была сделана не арамейским письмом, а архаическими древнееврейскими буквами (Meshorer. 2001. Pl. 5–24; Ostermann. 2005. S. 55–56).
Надпись на аверсе большей части известных типов монет Гиркана הכהן הגדל וחבר היהודים יהוחנן переводят как «Иоанн первосвященник и собрание иудеев» или «Иоанн первосвященник и друг иудеев». В случае первого понимания сомнительный с точки зрения многих иудеев первосвященнический статус Гиркана мог подкрепляться указанием на авторитет «собрания иудеев», и Гиркан подчёркивал таким образом то, что его власть восходит к классическому периоду иудейской монархии (Keel. 2007. S. 1246).
Наряду с этой надписью на некоторых монетах указывается статус Гиркана как «главы (רעש) собрания иудеев» (Keel. 2007. S. 1246–1247). На реверсе монет не было антропо- или зооморфных изображений, которые могли быть восприняты иудеями как оскорбительные. Всего выделяются три мотива (Ostermann. 2005. S. 55–56): перекрещённые рога изобилия (распространённый в Птолемеевском и Селевкидском царствах символ процветания) обрамляют гранатовый плод (символ дарованного Богом плодородия); другой мотив – изображение большого цветка (лилии – Meshorer. 2001. Pl. 8–11, 34–35 или розы – Ariel D. T. 1990 и др.). Самым редким было изображение шлема (встречается на селевкидских монетах, но может восходить и к библейской символике, см.: Пс 107:9: «...Ефрем - крепость главы Моей, Иуда - скипетр Мой»).