Интрада
Интра́да (итал. intrada, entrata, буквально – вступление), небольшая вступительная инструментальная пьеса торжественного характера.
По функции близка интродукции, прелюдии, увертюре. В 16–17 вв. звучала во время выхода коронованных особ, перед турниром, как вступление к театральному представлению. В дальнейшем вступление к опере [например, «Аполлон и Гиацинт» (1767), «Бастьен и Бастьенна» (1768) В. А. Моцарта], оперному акту, отдельному музыкально-сценическому номеру (вступительный раздел Вальса в первом акте балета «Лебединое озеро» П. И. Чайковского), инструментальному циклу.
В 20 в. жанровое обозначение «интрада» применяется более свободно. Это название может носить часть крупного цикла (I часть «Концерта для оркестра» В. Лютославского, 1950–1954) или самостоятельная пьеса («Интрада» для трубы и фортепиано А. Онеггера, 1947).
Музыкальные особенности: фанфарный характер мелодии (движение по звукам трезвучия), чёткий ритм, квартово-квинтовые ходы в басу, использование медных духовых инструментов.
Разновидности интрады – французское антре (во втором значении), английское энтри [entry; в семи-операх «Король Артур, или Британский герой» (1691) и «Пророчица, или История Диоклетиана» (1690) Г. Пёрселла звучит при появлении участников балета, заключающего действие].