Инь Сючжэнь
Инь Сючжэ́нь (尹秀珍, пиньинь Yǐn Xiùzhēn) (род. 1963, Пекин), китайская художница.
Училась живописи на факультете изящных искусств Пекинского педагогического университета (1985–1989). В это время в системе художественного образования в Китае продолжал господствовать социалистический реализм, а западное искусство было известно лишь по репродукциям в каталогах, однако в 1985 г. в Национальном музее изобразительных искусств в Пекине прошла выставка Р. Раушенберга, оказавшая ключевое влияние на формирование творческого метода Инь Сючжэнь. Выставка была одним из этапов шестилетнего проекта «Международный культурный обмен Раушенберга» (Rauschenberg Overseas Cultural Interchange, ROCI, 1985–1991), в рамках которого художник посетил 10 стран (Мексика, Чили, Венесуэла, Китай, Тибет, Япония, Куба, СССР, Германия и Малайзия). Его коллажи, объекты реди-мейд и инсталляции продемонстрировали разнообразие художественных приёмов и техник современного искусства. Под влиянием выставки Раушенберга Инь обратилась к созданию скульптур и инсталляций, а также работе с текстилем, навыкам которой она научилась в детстве у матери-швеи. Для своих произведений художница использует вторично использованный текстиль и «найденные объекты», несущие на себе отпечаток личности владельца.
Когда на рубеже 20–21 вв. облик Пекина претерпевал необратимые изменения, Инь, обеспокоенная его стремительной модернизацией, создала несколько работ на эту тему. В 1996 г. в Музее искусств Пекинского педагогического университета она представила инсталляцию «Разрушенный город» (галерея Пейс): засыпанные цементом предметы мебели – стулья, кровати, комоды – напоминали о сносе домов и разрушении старого уклада жизни. В произведении «Трансформация» (чёрно-белые фотографии, черепица, 1997, собрание автора) Инь выложила на пешеходной дороге 128 черепиц, которые остались от снесённых домов типа сыхэюань. На каждой черепице она разместила чёрно-белый снимок сцены из повседневной жизни их жителей. Пешеходы, перешагивающие через лежащую на дороге инсталляцию, совместно переживали исчезновение старого Пекина и мест коллективной памяти.
В своих работах Инь также затрагивает темы глобализации и урбанизации. В серии инсталляций «Переносные города» художница переосмыслила постоянные передвижения людей в современную эпоху. В работах «Переносной город: Штутгарт» (чемодан, вторично использованный текстиль, звуковая инсталляция, 2010, Художественная коллекция Даймлер), «Переносной город: Ханчжоу» (чемодан, вторично использованный текстиль, увеличительное стекло, карта, звуковая инсталляция, 2011, Галерея Пейс) и подобных произведениях Инь поместила в раскрытые дорожные чемоданы композиции, напоминающие макеты, в виде архитектурных ландшафтов мегаполисов. Всего было создано более сорока инсталляций, посвящённых разным городам, однако, по словам художницы, «некоторые из них выглядели всё более похожими» (Yin Xiuzhen on China, smoking and freedom. 2015). Таким образом, Инь подчеркнула гомогенизирующее влияние глобальной культуры. Используя вторично использованный текстиль, найденный в этих городах и противопоставленный массовому производству новой одежды, она также подвергла критике современное общество потребления.
Особое место в творчестве Инь занимают монументальные инсталляции. На 58-й Венецианской биеннале (2019) она представила работу «Троян» (стальной каркас, вторично использованный текстиль, 2016–2017). Сшитые вместе лоскуты ткани, натянутые на железный каркас, изображали фигуру, сидящую в пассажирском кресле самолёта, её поза указывала на аварийную посадку. В этой работе художница обратила внимание на непрерывный стресс, испытываемый людьми в современном обществе.
В 2016 г. в московском Музее современного искусства «Гараж» Инь представила инсталляцию «Медленное действие» в форме пилюли длиной 12 м: оболочка капсулы была сшита вручную из более чем 200 м2 бывшей в употреблении одежды красного и белого цветов. По замыслу художницы, «лекарственная пилюля» оказывала терапевтическое воздействие на посетителей, которые могли перемещаться внутри монументальной конструкции и прикасаться к текстилю.
С 1990-х гг. Инь ведёт активную экспозиционную деятельность. Среди ключевых групповых выставок – 52-я и 58-я Венецианские биеннале (2007, 2019), 5-я Московская биеннале современного искусства (2013), «Искусство и Китай после 1989 года. Театр мира» (2017, Музей Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк); в числе важнейших персональных выставок – «Проект 92» (2010, Музей современного искусства в Нью-Йорке), «Инь Сючжэнь» (2012, Музей Гронингена, Нидерланды), «Негде приземлиться» (2013, Галерея Пейс).
Ряд работ выполнен совместно с мужем, художником Сун Дуном (род. 1966) и дочерью Сун Эржуй (род. 2002): «Путь палочек для еды» (The Way of Chopsticks, 2013) и др.