Назаров Павел Арсентьевич
Наза́ров Па́вел Арсе́нтьевич (13.6.1918, село Соколово Кирсановского уезда Тамбовской губернии, ныне Кирсановский район, Тамбовская область – 5.6.1995, Москва; похоронен на Митинском кладбище), российский артист цирка, иллюзионист-манипулятор, мнемотехник.
Родители П. А. Назарова погибли во время Тамбовского крестьянского восстания 1920–1921 гг., и его воспитывал дед. Школу посещал в Москве, одновременно подрабатывал в эстрадном театре («Зелёный театр») Центрального парка культуры и отдыха (ЦПКиО) имени М. Горького, где увлёкся искусством иллюзии и манипуляции. В 1938 г. с артистом К. Петровым-Нероновым подготовил комический иллюзионный номер «Чарли Чаплин в ресторане», выступал с ним в Томском цирке. В 1939 г. призван на срочную службу на Тихоокеанском флоте, в 1943 г. стал чемпионом Тихоокеанского флота по шахматам. Участвовал в советско-японской войне 1945 г., награждён медалью «За победу над Японией». Демобилизован в 1947 г.
В 1948 г. вместе с артистом Г. Титовым подготовил иллюзионный номер «Техника памяти» в жанре мнемотехники. С 1950 г. артист московской дирекции «Цирка на сцене».
Журналисты М. А. Тривас и А. А. Вадимов отмечали, что и в тех случаях, когда Назаров брал за основу собственных номеров трюки известных коллег по цеху, он совершенствовал и обновлял их таким образом, что они становились уникальными: «…Назаров <…> исполняет манипуляционный номер, в своё время принёсший мировую известность Кефало, – "игру с кольцами". Но Кефало работал с двенадцатью кольцами, а Назаров манипулирует двадцатью двумя. У него свои новые приёмы исполнения этого номера. Он показывает его непосредственно в зале. Раздаёт зрителям для осмотра все кольца, а затем соединяет и разъединяет их на глазах у публики. В другом его номере монета быстро "бегает" между пальцами. Он превращает покрывало в вазу с цветами, а эту вазу – в живого голубя, который улетает за кулисы» (Вадимов. 1979. С. 229–230).
За время творческой карьеры в репертуаре артиста появилось много авторских манипуляционных трюков с картами, кольцами, платками, шариками и другим реквизитом. Журналист В. Журавлёв так описывал номера Назарова: «На суд зрителей он вынес манипуляции с шариками и картами, которые выбрасывал веерами из обеих рук до трёхсот штук. Кстати, манипуляция с 8–10 шариками на обе руки является одним из высших достижений в так называемой ручной работе. И в цирке П. Назаров, пожалуй, её единственный исполнитель. <…> Репертуар П. Назарова обширен и очень разнообразен. Из разорванной афиши вдруг вылетает живой голубь, сама же афиша остаётся целой. Четыре голубя, извлечённые по очереди из клетки и посаженные на стол, внезапно исчезают, а потом самым неожиданным образом вновь появляются в клетке». Далее он отмечал финальный трюк, который назвал «необычайно интересным»: «П. Назаров показывает пустые руки, берёт шёлковый платок и... достаёт из него три новых платка разных цветов. Затем эти платки он по одному перебрасывает ассистентке, вновь забирает, кладёт на поднос. И тут появляется ещё один, пятый по счёту платок. Его артист тоже бросает ассистентке, но... в руках у Назарова уже два связанных между собой зелёных платка. И вдруг они становятся красными, потом опять зелёными и т. д. Появляются новая связка платков и большой флаг, из складок которого вылетают двенадцать живых голубей! Эти чудесные превращения Назаров проводит изумительно чисто, ловко, с той кажущейся простотой, за которой угадывается большой, сложный и напряжённый труд» (Журавлев. 1969. С. 13).
Гастролировал в Монголии, Японии, Алжире, Тунисе, Марокко и других странах.