Ярославская детская железная дорога
Яросла́вская де́тская желе́зная доро́га, учреждение дополнительного образования детей в г. Ярославль. Структурное подразделение компании «Северная железная дорога» (филиал «Российских железных дорог»).
Проект создания детской железной дороги в Красноперекопском районе Ярославля появился ещё в 1937 г., однако приказ о строительстве издан только в июле 1945 г. Первая детская железная дорога в Ярославле начала работу 9 мая 1946 г. Дорога проходила по левому берегу Волги, в районе современной Тверицкой набережной, её протяжённость составляла 5,5 км. В 1957 г., во время заполнения Горьковского водохранилища, уровень воды в Волге поднялся, вследствие затопления дорога была закрыта, подвижной состав списан в металлолом.
В 1968 г. руководство Северной железной дороги поручило Ярославской дорожной проектной конторе разработку проекта новой детской железной дороги в Яковлевском бору на восточной окраине Ярославля. Дорога сдана в эксплуатацию 17 апреля 1970 г., её протяжённость составила 3,2 км. Действовали 2 конечные станции, Пионерская и Луговая, и промежуточная платформа Зелёная. В 1984 г. построено локомотивно-вагонное депо.
В 2007–2008 гг. проведена масштабная реконструкция дороги: протяжённость пути увеличена до 5,7 км, построены новые станция Яковлевская и платформа Юбилейная, деревянные шпалы заменены на бетонные, смонтирована автоматическая система блокировки.
Численность обучающихся на Ярославской детской железной дороге – около 860 человек (2021). С 2011 г. при дороге действует Музей необыкновенных путешествий из века 19-го в век 21-й, посвящённый истории Северной железной дороги.
Движение по дороге осуществляется с начала мая по конец сентября, за сезон доро́гой пользуются 24,5 тыс. пассажиров (2021). Подвижной состав дороги: 2 тепловоза (Камбарский машиностроительный завод) и 4 пассажирских вагона (2 – Камбарский машиностроительный завод, 2 – Демиховский машиностроительный завод).