Гринфелд Лиа
Гри́нфелд Ли́а, Liah Greenfeld (Лия Владимировна Гринфельд) (род. 22.8.1954, Владивосток), американская исследовательница в области истории, социологии, политики и культурологии.
Родилась во Владивостоке. В 1967–1972 гг. провела «в отказе» с родителями, которые не получили разрешение на выезд в Израиль. В 1972 г. эмигрировала в Израиль. Образование получила в Еврейском университете в Иерусалиме – бакалавр (1976), магистр (1978), доктор философии по социологии (1982). В 1985–1994 гг. ассистент-профессор и ассоциированный профессор Гарвардского университета (США), с 1994 г. – профессор Бостонского университета, в 2010–2016 гг. – почётный адъюнкт-профессор Университета Линнань (Гонконг).
Автор 11 книг; работы переводились на европейские языки.
Первая монография – «Разные миры: исследование социологии вкуса, выбора и успеха в искусстве» («Different Worlds: A Study in the Sociology of Taste, Choice, and Success in Art», 1989).
Трилогия исследований о национализме: «Национализм: пять путей к современности» («Nationalism: Five Roads to Modernity», 1992), «Дух капитализма: национализм и экономический рост» («The Spirit of Capitalism: Nationalism and Economic Growth», 2001), «Разум, современность, безумие: влияние культуры на человеческий опыт» («Mind, Modernity, Madness: The Impact of Culture on Human Experience», 2013). Позднейшие исследования о национализме: «Национализм и разум: очерки современной культуры» («Nationalism and the Mind: Essays on Modern Culture», 2006), «Расширенное введение в национализм» («Advanced Introduction to Nationalism, 2016).
Работа Л. Гринфелд «Nationalism: Five Roads to Modernity» переведена на русский язык («Национализм. Пять путей к современности», перевод с англ. Т. И. Грингольц, М. Р. Вирозуба, 2008).
Автор оригинальной теории национализма, которая в одинаковой степени отлична как от примордиалистских (Э. Смит), так и модернистских и конструктивистских (Э. Геллнер, Э. Хобсбаум, Б. Андерсон, К. Калхун, О. Вебер) описаний и интерпретаций национализма. В целом, как и другие исследователи национализма, она полагает, что его изучение должно иметь междисциплинарный характер.
Известна как исследовательница истории развития национализма в Великобритании, Франции, России, Германии и США в рамках сравнительного подхода. В отличие от сторонников модернистского понимания национализма (Э. Геллнер, Б. Андерсон, Э. Хобсбаум, М. Хрох), датирует появление нации 16 в. и связывает её генезис в Англии с последствиями Войны Роз как фактора, который содействовал росту социальной мобильности. Таким образом, если большинство историков национализма в качестве его исторической прародины склонны видеть Францию, то Лиа Гринфелд – Англию.
Концепция национализма Гринфелд органически связана с более ранней историографической традицией, сфокусированной на изучении социальной и культурной истории Англии. В её работах заметны культурные и интеллектуальные влияния со стороны исследований К. Хилла (Hill) «Бог-Англичанин: Оливер Кромвель и английская революция» (God's Englishman: Oliver Cromwell and the English Revolution, 1970), «Интеллектуальные истоки английской революции» (Intellectual Origins of the English Revolution, 1965), Э. Хастингса (Hastings) «Конструирование народности. Этничность, религия и национализм» (The Construction of Nationhood. Ethnicity, Religion and Nationalism, 1997) и П. Уоллера (Waller) «Место, город и нация: Англия, 1850–1914» (Town, City and Nation. England 1850–1914, 1983).
Гринфелд интерпретирует национализм как политическую и культурную практику унификации общества, направленную на демонтаж институтов феодального государства. Поэтому национализм, основанный на идее суверенитета, в исследованиях Гринфелд – явление преимущественно политического плана, в то время как исследователи-модернисты склонны интерпретировать его в категориях культуры, социальных трансформаций и интеллектуальной истории. Гринфелд связывает процессы развития национализма с процессами демократизации как в Западной, так и в Восточной и Центральной Европе – если в Англии зарождение и прогресс национализма совпали с развитием демократических институтов, то для периферийных стран Европы были характерны аналогичные процессы, но с «отложенной» хронологией. Поэтому Гринфелд полагает, что большинство современных национальных государств могут быть описаны в рамках демократической модели.
Комментируя связь национализма с экономикой, Гринфелд считает, что по мере модернизации и секуляризации именно национализм подменяет собой протестантизм как основу капиталистической модели развития. Сравнивая особенности развития голландской, португальской и испанской экономик, с одной стороны, с экономиками Англии, Франции, Германии, Японии и США, Гринфелд полагает, что вторые стали более успешны, т. к. местные элиты сделали ставку на националистические модели модернизации, в то время как первые не смогли сохранить первоначально набранный темп экономического развития. В этом контексте она подвергает ревизии доминирующие точки зрения, согласно которым экономические процессы являются определяющими для человеческой деятельности, считая, что роль национализма более важна. Согласно Гринфелд, в 19 в. национализм стал эгалитарным социальным явлением и поэтому продвигал новый тип социальной структуры, необходимой для развития современной экономики, предложив открытую и прозрачную систему стратификации, основанную на социальной мобильности в рамках нации, а не сословных форм организации общества, т. к. сословная структура предоставляет меньше возможностей для изменения статуса.
Заслуги Гринфелд в изучении национализма широко признаны академическим сообществом. В 2004 г. она прочитала Геллнеровскую лекцию в Лондонской школе экономики.