Калхун Крейг
Калху́н Крейг, Крейг Джексон Калхун (Craig Jackson Calhoun) (род. 16.6.1952, Уотсика), американский социолог, историк и политолог.
Учился на программах антропологии и исследований кино в Университете Южной Калифорнии. В 1972 г. получил степень бакалавра в Колумбийском университете, в 1974 и 1975 гг. – степени магистра антропологии и социологии в Манчестерском университете, в 1980 г. – степень доктора философии по социологии и современной социальной и экономической истории в Оксфордском университете. Тема диссертации – «Сообщество, класс и коллективное действие» («Community, Class and Collective Action»).
Калхун преподавал в Университете Северной Каролины в Чапел-Хилле (1977–1996), являлся деканом Высшей школы и директором-основателем Университетского центра международных исследований. Возглавлял Совет исследований в области социальных наук. В 2012–2016 гг. директор и президент Лондонской школы экономики политических наук. С 2016 г. директор Института Берггруэна.
Известен как сторонник инструменталистской модели развития общественных наук, настаивая на важности практического использования полученных результатов. Также был одним из инициаторов создания специализированного междисциплинарного семинара для докторантов, работающих над диссертациями в области политических и социальных наук, культурологии и национализма в Нью-Йорке и Лондоне.
В качестве приглашённого профессора Калхун преподавал в Пекинском университете иностранных языков, Университете Асмэры, Хартумском университете, Университете Осло и Оксфордском университете. Заслуженный профессор Университета Бристоля (2000), почётный доктор Университета Ла Троба (2005, Австралия) и Университета имени Эразма Роттердамского (2014).
Автор более 100 работ. Монографии: «Вопрос классовой борьбы: социальные основания народного радикализма в период промышленной революции» («The Question of Class Struggle: Social Foundations of Popular Radicalism During the Industrial Revolution», 1982); «Социология» («Sociology», 1989), «Ни боги, ни императоры: студенчество и борьба за демократию в Китае» («Neither Gods Nor Emperors: Students and the Struggle for Democracy in China», 1994), «Критическая социальная теория: культура, история и вызов разнообразия» («Critical Social Theory: Culture, History, and the Challenge of Difference», 1995), «Национализм» («Nationalism», 1997), «Нации имеют значение: культура, история и космополитические мечтания» («Nations Matter: Culture, History and the Cosmopolitan Dream», 2007), «Истоки радикализма: традиция, общественная сфера и ранние социальные движения в начале 19 века» («The Roots of Radicalism: Tradition, the Public Sphere, and Early Nineteenth-Century Social Movements», 2012). На русском языке издана его работа «Национализм» (2006).
Калхун известен как автор оригинальной теории национализма, основанной на сочетании анализа факторов политических процессов и институтов, культуры, социальной и экономической модернизации. Теория национализма Калхуна сложилась под влиянием работ Э. Геллнера, Б. Андерсона (автор концепции «воображаемые сообщества») и Э. Хобсбаума (автор концепции «изобретение традиций»).
В описании национализма следует за сторонниками его модернистского понимания. Полагает, что нации возникают как последствие развития национализма в результате модернизации социальных, политических, культурных и экономических институтов и отношений (Калхун. 2006). Согласно Калхуну, национализм имеет не только культурные и этнические истоки, но и политические и социально-экономические формы представления в жизни современного общества. Описывает национализм как фактор преимущественно политической истории, революционных процессов и движений за независимость. В определении национализма автор следует за Э. Геллнером, полагая, что под национализмом можно понимать совпадение национального (этнического) и политического (государственного) принципов. Указывает на то, что изучение национализма должно протекать параллельно анализу политических институтов.
Калхун считает, что основное пространство функционирования национализма – националистический дискурс как форма конструирования и раскрытия идентичностей. Связывает феномен национализма с явлением идентичности. По его мысли, идентичность – одна из форм репрезентации, но не точное отражение национализма. Он настаивает на модерной (современной) природе национализма как основного фактора легитимации нации и нации-государства. Калхун придерживается разделения национализма на западный и незападный, предлагая разнообразные описания и интерпретации феномена национализма как части политики, социологии, экономики и культуры.
Калхун – сторонник междисциплинарного подхода к изучению национализма, противник излишнего теоретизирования в рамках одной определённой парадигмы. Один из предшественников изучения связей национализма и исторической памяти в рамках анализа исторической политики. Анализируя национализм, в 1990-е гг. показал его потенциал для манипулирования исторической памятью и коллективными представлениями о прошлом. Соответствующий раздел в монографии «Национализм» (1997) предвосхитил более поздние исследования в этой области.