Правовые институты

Государственные нужды в Российской Федерации

Госуда́рственные ну́жды в Росси́йской Федера́ции, потребности РФ или её субъектов в товарах, , необходимых для осуществления функций и РФ или её субъектов и для реализации федеральных, межгосударственных и региональных целевых программ (целевые программы), в которых участвует РФ или её субъекты, обеспечиваемых, соответственно, за счёт средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ.

В отличие от современного законодательства, содержание понятия «государственные нужды» имело самостоятельное закрепление в части 1 ст. 3 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ .

На основании системного и совокупного анализа положений этого нормативного правового акта (ныне утратил силу) и актуального в данной сфере Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (Закон о контрактной системе) можно сделать вывод, что в части понятийного аппарата ранее действовавшее легальное определение соответствует современному представлению о государственных нуждах.

Государственные нужды могут быть федеральными и региональными.

Федеральные государственные нужды (нужды РФ) – это потребности РФ (в том числе федерального уровня) в товарах, работах и услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий РФ и для реализации федеральных, межгосударственных целевых программ, в которых участвует РФ, и обеспечиваемых за счёт средств федерального бюджета.

Региональные государственные нужды (нужды субъектов РФ) – это потребности субъектов РФ (в том числе государственных заказчиков регионального уровня) в товарах, работах и услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов РФ и для реализации региональных целевых программ, в которых участвуют субъекты РФ, и обеспечиваемых за счёт средств бюджетов субъектов РФ.

Признаки потребностей РФ или её субъектов, определяемых в качестве государственных нужд, заключаются в следующем:

1. Субъектом потребности РФ или её субъекта является публично-правовое образование: РФ, субъект РФ, государственный заказчик федерального и регионального уровня.

Исходя из п. 5 ст. 3 Закона о контрактной системе к государственным заказчикам федерального уровня, действующим от имени РФ и осуществляющим закупки, относятся:

  • (в том числе орган государственной власти);

  • государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»;

  • государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос»;

  • публично-правовая компания «Единый заказчик в сфере строительства»;

  • орган управления государственным внебюджетным фондом;

  • государственное .

Государственные заказчики регионального уровня, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ от имени субъекта РФ, в свою очередь, осуществляют закупки для нужд субъекта РФ.

2. Предметом потребности РФ или её субъекта выступают товары, работы и услуги, необходимые как для осуществления их функций и полномочий, так и для реализации целевых программ, в которых участвуют РФ или её субъекты.

Исходя из положений налогового законодательства:

  • товаром является любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации (п. 3 ст. 38 (НК РФ);

  • работой признаётся деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и/или физических лиц (п. 4 ст. 38 НК РФ);

  • услугой признаётся деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности (п. 5 ст. 38 НК РФ).

Перечень товаров, работ и услуг систематизирован применительно к деятельности по осуществлению закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с и функции по формированию и ведению каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд осуществляет , в задачи которого входит формирование информации, включаемой в каталог, поддержание её в актуальном состоянии, а также информационное сопровождение пользователей каталога.

Каталог сформирован на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности, в позиции которого включаются наименования товаров, работ и услуг, не являющихся торговым наименованием и не содержащих указание на конкретного производителя и/или место происхождения товара.

В описание товара, работы и услуги включается информация:

  • о потребительских свойствах и иных характеристиках, в том числе функциональных, технических, качественных и эксплуатационных;

  • о распространяющихся на товары, работы и услуги технических регламентах, принятых в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании (при наличии); о документах, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации и принятых в соответствии с законодательством РФ о стандартизации (при наличии);

  • при необходимости: спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, цифровые модели; результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями РФ; маркировки, этикеток, подтверждения соответствия процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.

При определении предмета государственных нужд предлагается указывать на наличие пределов отнесения тех или иных потребностей к государственным нуждам. «Такими пределами должны выступать цели формирования заказов во взаимосвязи с задачами, которые призваны решаться путём размещения данных заказов; субъекты, чьи потребности могут служить основой государственного заказа; способы размещения заказов». (С. 102);

3. Потребности РФ или её субъектов обеспечиваются за счёт средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

Федеральный бюджет, бюджет субъекта РФ, РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов составляют структуру и предназначены для исполнения расходных обязательств РФ и субъектов РФ (ст. 10, 13 и 14 ).

Кроме того, в качестве особенности источника обеспечения потребности РФ и её субъекта рассматривается возможность привлечения и использования средств внебюджетного финансирования, которые рассматриваются в качестве перспективного подспорья обеспечения государственных нужд и позволяют сохранять лучшую манёвренность при удовлетворении потребностей РФ и её субъектов ( С. 261–264). В законодательстве понятие «источники внебюджетного финансирования» не определяется.

В признаках потребностей РФ и её субъектов, признаваемых в качестве государственных нужд, проявляется две важные черты: многообразность и высокая общественная значимость.

Поскольку состав государственных нужд носит динамичный характер и подвергается постоянным изменениям в силу политических и социально-экономических условий жизни общества, значение их обеспечения определяется государственно и общественно значимыми задачами, в том числе касающимися вопросов обеспечения безопасности и обороноспособности страны.

За рубежом осуществляется особое регулирование вопросов, связанных с обеспечением государственных нужд. Наибольший опыт организации и детально разработанную нормативно-правовую базу в этой сфере имеют Австралия, Великобритания, Канада, Китай, США и страны Западной Европы. Например, в Австралии действует методика эффективного расходования средств, согласно которой при осуществлении государственных закупок сравниваются рекомендованная и окончательная стоимость продукции. Канада использует концепцию оптимальной стоимости, заключающуюся в соотношении цены, технической выгоды и качества товара ( С. 69–73). Система государственных закупок США опирается на три основных принципа: достижение справедливости, т. е. обеспечение условий для равноправного участия в конкуренции за государственные заказы; борьба с коррупцией при государственных закупках; эффективность и экономия, предполагающие получение товаров и услуг требуемого качества по максимально низким ценам (Андреева. 2008. С. 20–25). В Великобритании отдают предпочтение комбинированной модели обеспечения государственных нужд, в рамках которой государственные закупки могут принимать форму различных процедур: открытой, ограниченной, конкурентного диалога или переговоров ( С. 194–199).

  • Публичное право
  • Бюджетно-налоговая политика