Гавит
Гави́т (арм. գավիթ; жаматун, арм. ժամատուն), сооружение перед входом в армянский храм. Служил местом для погребений [после запрета хоронить в церкви, согласно канону Саака I Партева (католикос в 387 или 388–425)], залом для монастырских и светских собраний, обучения и, возможно, проведения особых служб, т. к. в некоторых гавитах были апсиды у восточной стены, а также алтарные возвышения (монастыри Гегард, Кечарис). Гавиту приписывается и функция помещения для оглашенных, однако, в отличие от нартекса византийских церквей, наличие гавита при армянских храмах не являлось обязательным, и его, как правило, пристраивали позднее. Некоторые гавиты возведены обособленно в пределах монастырского комплекса (Ахпат, Гегард). В армянском зодчестве 12–13 вв. получили распространение пары из церкви и гавита (впервые – в монастыре Оромосаванк: церковь Святого Иоанна и гавит, служивший усыпальницей царя Ованеса-Смбата III Багратуни из рода Багратидов, 1038), которые могли ассоциироваться с базиликой и ротондой в храме Гроба Господня в Иерусалиме.
Наиболее ранние из известных гавитов – простые сводчатые залы перед церквями в монастырях 10 в. [Ваганаванк (Ваанаванк), Гндеванк]. В 1038 г. в Оромосаванке возведён 16-колонный гавит (из 16 колонн 4 свободностоящие, 12 срощены с лопатками); такой тип архитектурной композиции стал основополагающим для 4-колонных гавитов 12–13 вв., когда гавиты строили почти во всех монастырях.
Обычно гавит имел площадь бо́льшую, чем церковь, но уступал ей по высоте. Снаружи его объём оформлялся посредством крупных плоскостей, не отражающих внутреннего деления. Преобладали гладкие стены, которые включали редкие окна и порталы со скульптурным декором (иногда высотой во всю стену, как в монастырях Гандзасар, Нораванк).
Внутреннее пространство 4-столпного гавита разделялось приземистыми круглыми или гранёными столбами и системой арок на 9 почти равновеликих ячеек, перекрытия которых отличались разнообразием решений и обилием декора. Центральные (реже другие ячейки) перекрывались шатрами в виде усечённой пирамиды или сомкнутого 8-гранного свода со световым фонарём. Грани шатра украшали рельефными изображениями крестов, рипид (Сагмосаванк), иногда сюжетными композициями (сцена прославления Бога и Церкви в гавите монастыря Оромосаванк). Над световым проёмом в центре кровли помещалась ротонда на колонках. Иногда эти проёмы и соответствующие им ротонды были широкими и служили звонницами (Ованнаванк).
В начале 13 в. распространение получили каменные шатры, набранные из ступенчато нависающих рядов мукарнасов. Угловые и боковые секции перекрытий были плоскими или сводчатыми; некоторые детали раскрашивали белым и красным цветом. В Оромосаванке плоские перекрытия гавита сложены из пересекающихся под прямым углом балок, украшенных орнаментальными крестами, и четырёх плит с крупными розетками. В гавите Аричаванка (до 1224) плоские перекрытия в угловых квадратах и пологие, уплощённые своды осевых секций оформлены рельефными геометрическими узорами.
В 13–14 вв. возводились 2-колонные и бесстолпные гавиты со сводами на перекрещивающихся арках, сооружались отдельные образцы с сомкнутым сводом (Нораванк) и трёхнефные гавиты (Санаин). В гавите церкви Апостолов в Ани применён редчайший вариант перекрытий, в которых диагонально развёрнутый центральный квадрат со сталактитовым шатром вознесён над двумя парами перекрещивающихся арок.
Истоки архитектуры гавитов связываются с армянским народным домом – глхатуном, улавливаются некоторые подобия с византийскими церквями типа «на четырёх колоннах» и 4-колонными аббасидскими мечетями. Согласно одной из версий, гавиты заменили церковные атриумы, но последние в Армении археологически не выявлены. В монастырской архитектуре Греции аналогом гавитов являются лити, строившиеся в тот же период и часто имевшие 4-колонную композицию.