Флейвелл Джон
Фле́йвелл Джон, Джон Херли Флейвелл (John Hurley Flavell) (род. 9.8.1928, Рокленд, штат Массачусетс), американский психолог развития. Занимается теоретическими и экспериментальными исследованиями в области когнитивного роста и развития детей. Известен работами в области метапознания. Автор более 120 работ. Почётный профессор имени Анны Т. и Роберта М. Басса Школы гуманитарных и естественных наук Стэнфордского университета.
Родился в семье Анны и Пола Флейвелл. Его две сестры – Констанс и Джейн – стали художниками. В 1954 г. женился на Элеоноре Вуд, у них двое детей.
В 1945 г. окончил среднюю школу. В 1945–1947 гг. служил в армии, где получил звание рядового первого класса. В 1951 г. окончил Северо-Восточный университет, получил степень бакалавра психологии. После окончания бакалавриата перед Флейвеллом встал выбор между двумя программами по клинической психологии в Университете Кларка и в Гарвардском университете, на которые он был принят. Однако из-за нехватки средств Флейвелл предпочёл Гарварду Университет Кларка. Там в 1952 г. он получил степень магистра, в 1955 г. – степень доктора философии.
В 1954–1955 гг. работал на позиции психолога в госпитале «Форт-Лайон» (штат Колорадо). Долгое время работал в Рочестерском университете (штат Нью-Йорк), где занимал должности: клинического ассистента в области психологии (1955–1956), доцента (assistant professor в 1956–1960, associate professor в 1960–1965). В 1963–1964 гг. стажировался в Лаборатории психогенетики в Париже.
В 1965–1976 гг. Флейвелл занимал должность профессора Института детского развития Миннесотского университета. С 1976 г. преподавал в Стэнфордском университете.
В 1970 г. Флейвелл с сотрудниками опубликовал работу по исследованию когнитивного мониторинга у детей разного возраста (Flavell. 1970). Исследователи просили детей разного возраста (ясли, детский сад, 2-й класс, 4-й класс) запомнить предметы. Дети старшего возраста точнее оценивали свои способности к запоминанию (это выражалось в различном количестве усилий по заучиванию стимулов в соответствии с промежутком времени, за которое их надо было запомнить) и лучше предсказывали количество объектов, которое они воспроизведут. На основании этого исследования в 1979 г. Флейвелл развивал введённое им ранее (в 1976) понятие «метапознание» – знание о своих когнитивных процессах, которое влияет на поведение (Flavell. 1979). Согласно Флейвеллу, дети младшего возраста неверно давали оценку количеству запомненных предметов именно из-за ограничений в метапознании.
Также Флейвелл предложил модель когнитивного мониторинга, согласно которой мониторинг широкого спектра когнитивных процессов происходит через действия и взаимодействия между четырьмя классами явлений (Flavell. 1979): метакогнитивные знания (часть хранящихся знаний о мире, которая связана с людьми как когнитивными существами и с их разнообразными когнитивными задачами, целями, действиями и опытом; например, ребёнок понимает, что он владеет правописанием лучше, чем сверстники); метакогнитивный опыт (любые сознательные размышления о когнитивных процессах; например, человек чувствует, что не понял слов собеседника); метакогнитивные цели (или задачи; относятся к целям когнитивных процессов); метакогнитивные действия (или стратегии; относятся к когнициям или другим видам поведения, используемым для их достижения).
В 1969–1970 гг. президент 7-го отдела (отдела развития) Американской психологической ассоциации. С 1975 по 1983 гг. член совета управляющих, а с 1979 по 1981 гг. директор Общества исследований детского развития (Society for Research in Child Development). Входил в редакционную коллегию журнала Cognitive Psychology.
Флейвелл – обладатель нескольких премий от Американской психологической ассоциации:
премии за выдающийся научный вклад (1984);
награды за выдающийся вклад в психологию развития (1986);
премии наставника в области психологии развития (2002).
Также Флейвелл удостоен:
звания доктора Honoris Causa, Университет Рене Декарта, Париж (1990);
почётной степени Рочестерского университета (1991);
звания профессора имени Анны Т. и Роберта М. Басса в Школе гуманитарных и естественных наук Стэнфордского университета (1992);
почётной степени в Университете Аристотеля в Салониках, Греция (1994).
Избран в Американскую академию искусств и наук (1990) и Национальную академию наук (1994).
Среди известных научных трудов Флейвелла – книга «Психология развития Жана Пиаже» (Flavell. 1963) – первый англоязычный обзор работ Ж. Пиаже, а также ряд работ о метакогнициях (Flavell. 1976; Flavell. 1979; Flavell. 1987).