Фёдоров Иван Евграфович
Фёдоров Ива́н Евгра́фович [10(23).2.1914, Харьков – 12.2.2011, Москва], советский военный лётчик, полковник (1943), лётчик-испытатель 1-го класса, Герой Советского Союза (1948). Один из первых испытателей реактивных и сверхзвуковых самолётов.
С 1918 г. жил в Луганске, в 1921–1927 гг. беспризорничал. Затем окончил школу (5 классов), вечерний рабфак при Донецком институте народного образования, школу фабрично-заводского ученичества и 1-й курс Луганского педагогического института. Работал слесарем-инструментальщиком, помощником машиниста и машинистом маневрового паровоза на Луганском паровозостроительном заводе. С 1929 г. без отрыва от работы занимался в Луганской школе Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству (Осоавиахим), летал на планёрах.
В Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) с февраля 1932 г. В августе 1932 г. окончил Луганскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в строевых частях Военно-воздушных сил (ВВС) РККА младшим лётчиком и командиром звена истребительной авиаэскадрильи. Летал на истребителях И-5 и И-16.
Участник Гражданской войны в Испании в должности лётчика истребительной авиагруппы республиканских ВВС. Совершил около 150 боевых вылетов на И-16, в воздушных боях сбил 2 самолёта противника. После возвращения из Испании служил командиром авиаэскадрильи, помощником командира полка и командиром истребительного авиационного полка. В 1939 г. окончил Липецкие высшие авиационные курсы усовершенствования ВВС. Летал на истребителях И-16 и И-15бис.
В мае – октябре 1940 г. лётчик-испытатель авиазавода № 21 в Горьком (ныне Нижний Новгород). Испытывал серийные истребители И-16. В ноябре 1940 г. направлен в командировку в Китай начальником лётно-испытательной станции авиазавода № 600 (г. Урумчи), где с помощью советских специалистов строились истребители И-16. В мае 1941 г., после гибели подчинённого в ходе испытательного полёта, снят с должности и остался на заводе № 600 лётчиком-испытателем.
В феврале 1942 г. вернулся на авиазавод № 21, где испытывал серийные истребители ЛаГГ-3. В июле 1942 г., перегоняя ЛаГГ-3 на Калининский фронт, самовольно остался в действующей армии; последовательно занимал должности старшего инспектора по технике пилотирования 3-й воздушной армии, командира группы лётчиков-штрафников 3-й воздушной армии, командира 157-го истребительного авиаполка, командира 256-й истребительной авиадивизии (декабрь 1942 – апрель 1943). Участвовал в Ржевских наступательных операциях (Ржевско-Сычёвских и Ржевско-Вяземской). В 1943 г. окончил Курсы начальствующего состава ВВС. С апреля 1943 г. командир 273-й истребительной авиационной дивизии, с июня 1944 г. заместитель командира 269-й истребительной авиационной дивизии.
Воевал на Центральном (апрель – октябрь 1943), Белорусском (октябрь 1943 – февраль 1944), 1-м Белорусском (февраль – июнь 1944), 3-м Прибалтийском (июнь – октябрь 1944), 2-м Прибалтийском (октябрь – ноябрь 1944) и 2-м Белорусском (ноябрь 1944 – май 1945) фронтах. Участвовал в Орловской, Черниговско-Припятской, Гомельско-Речицкой, Псковско-Островской, Тартуской, Рижской, Млавско-Эльбингской, Восточно-Померанской и Берлинской операциях.
Всего за время войны совершил 118 боевых вылетов на истребителях ЛаГГ-3, Як-1, Як-3, Як-7, Як-9 и Ла-5; в 15 воздушных боях сбил лично 8 и в группе 2 самолёта противника.
До сентября 1945 г. продолжал службу в ВВС заместителем командира 269-й истребительной авиационной дивизии в г. Пила (Польша).
В 1945–1949 гг. старший лётчик-испытатель опытно-конструкторского бюро (ОКБ) С. А. Лавочкина. Провёл лётные испытания нескольких опытных модификаций реактивных истребителей Ла-150, Ла-156, Ла-168, Ла-174 (модификация Ла-174Д запущена в серийное производство и принята на вооружение под обозначением Ла-15) и Ла-176. В 1947 г. поднял в небо первый отечественный самолёт со стреловидным крылом Ла-160 и провёл его лётные испытания. В 1948 г. на Ла-168 первым в стране достиг скорости 1000 км/ч. 11 мая 1948 г. покинул с парашютом штопорящий Ла-174. 26 декабря 1948 г. на Ла-176 одним из первых в СССР достиг скорости звука в полёте со снижением.
В 1949–1950 гг. лётчик-испытатель ОКБ-1 в г. Дубна Московской области. Выполнил первый полёт на опытном самолёте немецких конструкторов 140-Р и провёл его испытания.
В 1950–1953 гг. лётчик-испытатель Научно-исследовательского института самолётного оборудования. Принимал участие в испытаниях различного самолётного оборудования на самолётах Як-3, Як-7Б, Як-9В, Ту-2, Ил-12, Ил-28 и МиГ-15.
С марта 1954 г. в запасе. В 1955–1956 гг. работал в редакции журнала «Международная жизнь»; в 1956–1960 гг. ответственный референт спецотдела Управления делами Министерства иностранных дел (МИД) СССР. В 1960–1963 гг. сотрудник посольства СССР в Тунисе, затем до 1974 г. референт МИД СССР.
Награждён орденами Ленина (1948), Красного Знамени (1937, 1938, 1948, 1952), Александра Невского (1943), Отечественной войны 1-й степени (1943, 1945, 1947, 1985) и 2-й степени (1944), Красной Звезды (1947), Почёта (2004), медалями; иностранными наградами.
Похоронен в селе Алабино Наро-Фоминского района Московской области – на Покровском кладбище.
В Химках установлен бюст И. Е. Фёдорова; на доме, в котором он жил, и на улице, носящей его имя, открыты мемориальные доски.