Филиппины. Хозяйство. Промышленность
Промы́шленность Филиппи́н. Несмотря на наличие богатой ресурсной базы, отрасли добывающей и обрабатывающей промышленности не получили мощного импульса к развитию; кроме того, в стране отсутствует единая энергосистема.
Топливная промышленность
Топливная промышленность на Филиппинах представлена добычей и переработкой нефти (и конденсата), природного газа и каменного угля. Собственные топливные ресурсы в стране ограниченны.
Вклад невозобновляемых источников энергии в валовой внутренний продукт (ВВП) страны в 2000–2019 гг. увеличился с 0,04 % до 0,46 % (в 11,4 раза). В указанный период наибольшая доля (усреднённое значение) пришлась на нефтяные ресурсы – 0,19 %; на природный газ и конденсат – по 0,18 %, на уголь – 0,06 %.
Филиппины обеспечивают свои потребности в энергии за счёт местных ресурсов только на 51 %, а оставшиеся – за счёт импортируемых нефти (31 %), каменного угля (17 %) и биотоплива (1 % в 2019). Потребление энергоресурсов растёт во всех отраслях экономики постепенно. Объём потребления энергоносителей в стране составляет 36,3 млн т нефтяного эквивалента (2019; 28,5 млн в 2014; 23,9 млн в 2009), в том числе на долю транспорта приходится 35 %, домашних хозяйств – 27 %, промышленности – 20 %, сферы услуг – 14 %, сельского хозяйства – 1 %, другое – 3 %.
Объём добычи нефти составляет 106 тыс. т, конденсата – 546,5 тыс. т, природного газа – 4,4 млрд м3 (2019). Экспорт энергетических продуктов во много раз ниже импорта: в 2019 г. импортировано около 14,9 млн т нефтепродуктов (13,3 млн в 2018), отправлено на экспорт 1,6 млн т. В структуре импорта нефтепродуктов на дизельное топливо приходится 45,4 % (2019; 39,7 % в 2018), топливную нефть – 17,2 % (19,5 %), авиационное топливо – 14,6 % (15,6%). Кроме того, ввозится сырая нефть – 8,5 млн т (2019; 11,7 млн в 2018). Бо́льшая часть импортируемой нефти, 73,9 % (2019), поступает в страну из государств Ближнего Востока (Саудовской Аравии, ОАЭ и Кувейта).
Нефтяная промышленность
Доказанные запасы нефти оцениваются на уровне 18,9 млн т (2018). Объём потребления нефти 17,5 млн т (2019; около 17 млн в 2014; 14,6 млн в 2009), в том числе на транспорт приходится 70,0 %, сферу услуг – 13,5 %, домашние хозяйства – 7,5 %, промышленность – около 7,9 %, остальное – 1,1 %.
Территория и акватория Филиппин в плане разведки нефти мало изучена. Достоверные данные о месторождениях нефти имеются только с 10 % территории страны, причём разведанная нефть в значительной степени сосредоточена в Западно-Палаванском бассейне (острова Палаван и Сибу). В 1977 г. открыто первое месторождение – Нидо, добыча началась в 1979 г., к моменту прекращения производства в 2019 г. объём добытой на месторождении нефти составил более 2,5 млн т.
В 1990 г. к западу от о. Палаван было обнаружено ещё несколько относительно крупных нефтяных месторождений, в том числе Западное Линапаканское, и газовое – Малампайя, в 80 км на северо-запад на глубине 820 м. Кроме того, на северо-западе Палавана расположены нефтяные месторождения Галок, на о. Себу – Алегрия (2020).
В стране действует ряд национальных компаний, занимающихся разведкой и добычей топливно-энергетических ресурсов. Philippine National Oil Company (PNOC; 1973; государственная; штаб-квартира в г. Тагиг агломерации Манилы) – компания, занимающаяся разведкой, разработкой и добычей всех топливно-энергетических ресурсов в стране; имеет 2 дочерние компании – PNOC Exploration Corporation и PNOC Renewables Corporation.
PNOC Exploration Corporation (PNOC EC; 1976; штаб-квартира в Тагиге) ведёт разведку, разработку и добычу нефти, газа и угля. PNOC Renewables Corporation (PNOC RC; 2008; штаб-квартира в Тагиге) ориентирована на продвижение, разработку и внедрение новых и возобновляемых источников энергии (ВИЭ).
Кроме PNOC разведкой, разработкой и добычей нефти, газа и иных полезных ископаемых занимается Philodrill Corporation (1969; штаб-квартира в г. Мандалуйонг агломерации Манилы), проводящая геологоразведочные работы преимущественно на шельфе близ о. Палаван, на о. Миндоро, на шельфе в южной части моря Сулу и в других районах страны.
В сфере переработки и сбыта доминируют 3 фирмы: Petron Corporation (1933; штаб-квартира в Мандалуйонге агломерации Манилы; доля на топливном рынке 27,1 %), Pilipinas Shell (филиппинское отделение британской Shell; 1914; штаб-квартира отделения в Тагиге; доля 18,5 %) и американская Chevron (доля 7,5 %).
Petron Corporation – крупнейшая нефтеперерабатывающая компания (принадлежит конгломерату San Miguel Corporation), обеспечивает более 1/3 потребностей страны в нефтепродуктах, управляет единственным на Филиппинах нефтеперерабатывающим заводом – в г. Лимай (провинция Батаан в регионе Центральный Лусон) мощностью около 9 млн т в год (2018). Petron Corportion принадлежит также завод по смешиванию топливных присадок (2008; мощность 12 тыс. т в год) в зоне свободного порта Субик-Бей.
Прочие нефтяные компании (Seaoil, Unioil, Insular Oil, Jetti Petroleum, SL Harbor и др.) занимаются торговлей нефтепродуктами и смазочными материалами, эксплуатацией нефтебаз и хранилищ и предоставляют сопутствующие услуги.
Газовая промышленность
Разведкой и добычей природного газа на месторождении Малампайя управляет консорциум из 3 филиппинских фирм: Malampaya Energy XP Pte, Udenna Corporation и PNOC-EC. Месторождение Либертад (район на севере о. Себу, к юго-востоку от г. Бого) находится под контролем компании Forum Exploration Inc. (FEI; 1993; штаб-квартира в г. Пасиг агломерации Манилы) – совместного предприятия канадской фирмы Forum Energy Corporation и филиппинской Forum Pacific.
Доказанные запасы природного газа составляют 98,5 млрд м3 (2018). Объёмы добычи удовлетворяют потребности страны – 0,94 млн м3 (2021; 4 млн в 2020; 4,4 млн в 2019). Основное потребление газа приходится на энергоснабжение – 93 % (2020).
На Филиппинах распространяется потребление сжиженного природного газа (СПГ). Одним из поставщиков СПГ является Liquigaz Philippines (1995; штаб-квартира в г. Мунтинлупа агломерации Манилы).
Угольная промышленность
Предполагаемые запасы каменного угля оцениваются в 2,4 млрд т (декабрь 2015). Добыча осуществляется в провинциях Замбоанга-Сибугай (регион Замбоанга), Себу (регион Центральные Висайи), Албай (регион Бикол), Южный Суригао (регион Карага) и др. Объём добычи 13,8 млн т (2019; 7,6 млн в 2014; 4,7 млн в 2009). Основные производители – PNOC (угольные участки на о. Минданао), Ibalong Resources and Development Corporation (участки в муниципалитете Камалиг провинции Албай на юге о. Лусон), Rock Energy International Corporation (1997; штаб-квартира в Маниле; участки на о. Батан) и др.
Несмотря на собственную добычу, импорт превышает экспорт: 27,7 млн т против 10,0 млн т соответственно (2019). Больше всего угля ввозится из Индонезии (95 %), а экспортируется в Китай (96,5 %).
Электроэнергетика
Энергосистема Филиппин разделена на 3 региональные сети: по одной на Лусоне, Висайях и Минданао. Общая установленная мощность электростанций составляет 20 055 МВт (2016), из них 14 348 МВт приходится на сеть Лусона. При этом около 9,6 % филиппинцев не имеют доступа к электричеству (2023). С 2006 г. в стране функционирует оптовый спотовый рынок электроэнергии (WESM).
Объём выработки электроэнергии 106 041 ГВт·ч (2019; 77 261 в 2014; 61 934 в 2009). В структуре выработки на долю угля приходится 54,5 %; природного газа – 21,1 %; нефти – 3,6 %; возобновляемые источники энергии – 20,8 %, в том числе на геотермальную энергию – 10,1 %, гидроэнергию – 7,6 %, солнечную – 1,2 %, ветряную и биомассу – по 1 %.
Протяжённость линий электропередач составляет около 20 тыс. км (2019). Уровень электрификации по стране варьирует в зависимости от региональной сети. Самый высокий уровень электрификации на Лусоне – 98 %, на 2-м месте Висайи – 96 % и на 3-м Минданао – 85 %, где расположен самый неблагополучный регион по уровню электрификации – Бангсаморо (электрификация 36 %; 2020).
Исторически сложившаяся политика освоения ресурсов привела к тому, что главные островные регионы (Лусон, Висайи и Минданао) различаются по структуре топливно-энергетического баланса. Природный газ, добываемый на месторождении Малампайя, преобладает на Лусоне. Геотермальная энергия, используемая для генерации электричества на островах Лейте и Негрос, является отличительной чертой Висайев. Сезонная гидроэнергетика является определяющей чертой энергосистемы Минданао.
На Лусон приходится 73 % электрогенерации на Филиппинах, на острове функционируют 3 крупных газовых тепловых электростанции в провинции Батангас в регионе Калабарсон (Санта-Рита, Сан-Лоренцо и Илиджан) с совокупной установленной мощностью 2880 МВт (2020).
На рынке электроэнергетики действуют государственные и частные компании, в том числе Национальное управление электрификации (NEA; 1969; штаб-квартира в Кесон-Сити Манильской агломерации) – государственная корпорация, ответственная за проведение полной электрификации на Филиппинах через многочисленные электрические кооперативы, обслуживающие, как правило, менее развитые районы страны. NEA предоставляет ссуды или субсидии кооперативам электроэнергетики для создания инфраструктуры и объектов, необходимых для электроснабжения сельских районов.
Национальная корпорация по электропередаче (TransCo; 2001; штаб-квартира в Кесон-Сити) – государственная корпорация, являющаяся владельцем активов энергосистемы страны. До 2008 г. компания управляла вверенной ей инфраструктурой. С 2009 г. оператором системы передачи электроэнергии стала Национальная сетевая корпорация Филиппин (NGCP; 2009; штаб-квартира в Кесон-Сити).
В стране существует несколько независимых производителей электроэнергии. Законодательство Филиппин предписывает обеспечивать ограничение рыночной доли производителей: не более 30 % установленной мощности в любой из трёх региональных сетей и не более 25 % установленной мощности на национальном уровне. В сети Висайев действуют компании: Global Business Power Corporation (2002; штаб-квартира в г. Пасиг Манильской агломерации) и Energy Development Corporation (1976; штаб-квартира в г. Пасиг).
Передача электроэнергии на Филиппинах находится в ведении общественных компаний, т. е. подача регулируется государством, а компании обслуживают определённую территорию.
Характерной особенностью региональных сетей является удалённое расположение объектов генерации больших объёмов электроэнергии от центров потребления. Основными линиями электропередачи Лусонской сети являются воздушные линии электропередачи Сукат – Аранета – Балинтавак (с 2000) и Эрмоса – Духат – Балинтавак (с 1994), обслуживающие агломерацию Манилы и провинции Центрального Лусона – Батаан, Пампанга и Булакан. Высоковольтная линия электропередачи постоянного тока и подводный кабель с пропускной способностью 440 МВт между городами Нага и Ормок соединяют электросети Лусона и Висайев.
Сеть Висайев включает 5 небольших подсетей, соединённых подводными кабелями, которые позволяют отключать одну подсеть в случае возникновения неисправности.
Электросеть Минданао состоит из линий напряжением 138 кВ, по которым передаётся электроэнергия, получаемая преимущественно от гидроэлектростанций Агус, в г. Илиган провинции Северный Ланао, и Пуланги-4, в провинции Букиднон (обе – в регионе Северный Минданао).
Многие острова по-прежнему остаются автономными, полагаясь на локальные электростанции или энергетические баржи для электроснабжения.
Распределение электроэнергии на Филиппинах осуществляют коммунальные предприятия (принадлежащие государству и частным инвесторам), электрические кооперативы и коммунальные предприятия Ecozone (т. е. работающие на территории особых экономических зон). Распределительные компании напрямую подключаются к потребителям, выставляют счета и покупают оптовую электроэнергию по двусторонним контрактам или на спотовом рынке.
Коммунальные предприятия, принадлежащие частным инвесторам, обычно работают в крупнейших городах, в частности Meralco (1903; штаб-квартира в г. Пасиг) – в агломерации Манилы и близлежащих провинциях; Visayan Electric Company (1905; штаб-квартира в Себу) – в агломерации Себу; Davao Light and Power Company (1929; штаб-квартира в Давао) – в Давао. Электрические кооперативы, как правило, работают в сельских районах, где основной расход электроэнергии приходится на бытовые нужды.
Гидроэнергетика играет ощутимую роль в структуре электрогенерации в стране, обеспечивая почти 1/5 часть от общего объёма местного электроснабжения (около 18 % в 2016). Общая установленная мощность ГЭС – 3618 МВт (2016), из них 2537 МВт приходится на Лусон, 1061 МВт – на Минданао, 20 МВт – на Висайи.
Бо́льшая часть ГЭС на Филиппинах принадлежит независимым производителям электроэнергии и управляется ими; на Минданао каскад станций Агус (общей мощностью 727 МВт) и ГЭС Пуланги-4 (255 МВт) управляются государственной Национальной энергетической корпорацией.
Важное значение имеют ВИЭ. С момента строительства первых коммерческих геотермальных электростанций в городах Тиви (провинция Албай в регионе Бикол) и Макбан (Makban Geothermal Power Plant; провинция Лагуна в регионе Калабарсон) на Лусоне в 1979 г. использование геотермальных ресурсов выросло и они стали крупным источником выработки электроэнергии. Суммарная установленная мощность геотермальных электростанций 1916 МВт (2016). Бо́льшая часть геотермальных генерирующих мощностей страны расположена на островах Лейте и Негрос, на них приходится 46 % выработки электроэнергии в регионе Висайи (2016).
Филиппины стали первой страной в Юго-Восточной Азии, принявшей закон о биотопливе. На Филиппинах насчитывается 28 действующих электростанций, работающих на биомассе, из них 15 расположены на Лусоне, 12 – на Висайях и 1 – на Минданао (2022), в том числе 12 заводов работают на жмыхе (остатки от переработки сахарного тростника), 10 – на рисовой шелухе. В совокупности они обеспечивают 611 МВт установленной мощности (2022).
Ветроэнергетика на Филиппинах занимает небольшую долю в общей выработке электроэнергии в стране. Данный вид генерации обладает значительным потенциалом и может обеспечить до 76 ГВт электроэнергии. Ветряные электростанции (ВЭС) расположены в различных провинциях страны, в частности в Илокос Норте (регион Илокос) – ВЭС Банги, Бургос и Капарисписан; в Гимарасе – ВЭС Сан-Лоренцо, в Аклане – ВЭС Набас (обе провинции – в регионе Западные Висайи) и др. Существует ветроэнергетическая система в Восточном Миндоро (регион Мимаропа).
Начиная с 2014–2015 гг. на Филиппинах были построены и запущены в эксплуатацию солнечные электростанции (СЭС), которые вошли в тот период в число 25 крупнейших СЭС Юго-Восточной Азии. Самая крупная СЭС страны – Cadiz Solar PV Park (2016; мощность 132,5 МВт в 2021), расположенная в г. Кадис провинции Западный Негрос в регионе Западные Висайи; на момент запуска считалась крупнейшей в Юго-Восточной Азии.
Среди других крупных СЭС – Tarlac Solar Farm (2020; мощность 1-й очереди 100 МВт; вблизи г. Тарлак одноимённой провинции Центрального Лусона), Calatagan Solar Farm (2016; мощность 63,3 МВт; в г. Калатаган провинции Батангас), Citicore Toledo (2017; мощность 60 МВт; в г. Толедо провинции Себу), San Carlos Sun Power (2016; мощность 59 МВт; г. Сан-Карлос провинции Западный Негрос).
С декабря 2021 г. ведётся строительство СЭС Nueva Ecija Solar Farm в муниципалитете Пенаранда (провинция Нуэва-Эсиха в Центральном Лусоне). Предполагается запуск электростанции в несколько этапов, в частности на первом её мощность составит 225 МВт (общая мощность станции 500 МВт). Страна получает более 7 кВт·ч/м2 в день в пиковом месяце (апрель), самый низкий объём солнечной электроэнергии – 3 кВт·ч/м2 в день – в непиковом декабре.
В 1963–1988 гг. Институтом ядерных исследований в Кесон-Сити эксплуатировался филиппинский исследовательский реактор – 1. Ядерная энергетика рассматривалась как решение нефтяного кризиса 1973 г., повлиявшего на энергосистему Филиппин. Атомная электростанция Батаан, построенная в начале 1980-х гг., так и не была введена в эксплуатацию, а ядерная катастрофа на Фукусиме приостановила попытки возродить АЭС.
Чёрная металлургия
Филиппины богаты запасами железной руды – около 300 млн т (2020). Месторождения железной руды расположены в провинциях Северный Илокос, Нуэва-Эсиха, Северный Камаринес (регион Бикол) и Котабато (регион Сокксксархен). С целью привлечения притока инвестиций в отрасль правительство Филиппин разрешило стопроцентное иностранное владение крупными шахтами (при соблюдении определённых условий) в надежде на приход качественных операторов и обеспечение стабильной добычи.
Экономический рост Филиппин привёл к повышению спроса на продукцию из чугуна и стали на внутреннем рынке. Однако, несмотря на наличие сырья, в стране нет металлургического комбината, она полностью импортирует горячекатаные и холоднокатаные рулоны и горячекатаные листы. Местные производители выпускают полуфабрикаты (заготовки), продукцию из готового длинномерного (арматуру, уголки, проволоку, прогоны, швеллеры, профили и др.) и плоского проката (оцинкованные листы, сварные трубы из чугуна и др.).
Филиппины занимают 17-е место в мире по импорту стали: 9,1 млн т (2018; 8,1 млн в 2017). В стоимостном выражении на сталь приходится 5,2 % от общего объёма всей импортируемой продукции (2018). 95 % импортируемой стали закупается в Китае, России, Японии, Республике Корея, Вьетнаме, Таиланде, Индии, Саудовской Аравии, Турции (2018).
Одной из ведущих металлургических компаний Филиппин является SteelAsia (1965; штаб-квартира в г. Тагиг) – крупнейший в стане производитель арматуры с общей производственной мощностью 2,1 млн т в год (2022). Фирма владеет шестью арматурными заводами, расположенными в городах Мейкауаян (провинция Булакан), Калака (провинция Батангас), Каркар (провинция Себу), Давао и муниципалитетах Вильянуэва (провинция Восточный Мисамис) и Компостела (провинция Себу). Строятся заводы в Себу и Батангасе. С 2019 г. в муниципалитете Лемери (провинция Батангас) SteelAsia возводит сталелитейный завод Lemery Works (другое название – Batangas Works).
Цветная металлургия
Около 1/3 территории страны является геологически перспективной в плане разработок месторождений полезных ископаемых. Однако в связи с мерами, направленными на защиту окружающей среды, добыча ведётся только на 2,5 % территории (2017).
Оценка запасов всех металлических руд: до 14,5 млрд т (2010). Совокупная стоимость запасов оценивается в 1,4 трлн долл. (2010). Филиппины занимают 5-е место в мире по разведанным запасам меди, золота, никеля, цинка и серебра, которые оцениваются в 1 трлн долл. (2017)
Залежи никелевой руды расположены в провинциях Северный Суригао (регион Карага), Палаван и Ромблон (обе – в регионе Мимаропа), Самар (в регионе Восточные Висайи), в регионе Давао; медной – в Самбалес (Центральный Лусон), Батангасе, на островах Миндоро, Панай и Негрос.
Никель добывают на месторождениях с промышленными концентрациями железа и кобальта. Добыча цветных металлов целиком сосредоточена в 5 провинциях единственного региона страны – Карага, где реализуются 16 проектов (15 по разработке месторождений никелевых руд, 1 – руд золота). Работы ведутся в провинциях: Северный Агусан (2 шахты, 2 завода по обогащению никелевых руд), Южный Агусан (золотой прииск и никелево-обогатительный завод), острова Динагат (5 шахт), Северный Суригао (4 шахты; никелево-обогатительный завод), Южный Суригао (4 шахты).
Машиностроение
Автомобилестроение
Для автомобильной промышленности Филиппин характерно участие в отрасли иностранных компаний, работающих наряду с местными производителями.
В стране присутствуют 15 иностранных автопроизводителей (Toyota Motor Corporation, Mitsubishi, Honda, Nissan, Isuzu и др.) с действующими заводами и несколько местных компаний (2021). В 2018 г. произведено 79,8 тыс. автомобилей. Стоимость экспорта запчастей составляет 3,6 млрд долл., импорта – 6,6 млрд (2017). Продажи новых автомобилей превышают 416 тыс. единиц (2019), на легковые автомобили приходится 31 % от общего объёма продаж (2019), на остальные типы (внедорожники, многоцелевые автомобили, пикапы, фургоны, автобусы и грузовики) – 69 %. Японские бренды занимают около 80 % внутреннего рынка Филиппин, за ними следуют корейские, китайские (за счёт демпинга) и американские (в основном тайской сборки).
На Филиппинах продаются автомобили местной сборки и импортированные, произведённые в основном в Таиланде, Индонезии. В 2019 г. автомобили индонезийской сборки стоили на 24 % дешевле, чем аналог местного производства. Такая же разница в стоимости относится к автомобилям, полностью собранным в Республике Корея (стоимость дешевле на 24 %) и Таиланде (на 18 %). Страна также импортирует автомобили из Китая, Индии и США.
В 2020 г. продажи автомобилей резко упали из-за локдауна, введённого в связи с борьбой против распространения коронавирусной инфекции (COVID-19). Согласно данным отчёта Палаты автопроизводителей Филиппин и Ассоциации производителей грузовиков, по сравнению с 2019 г. реализация автомобилей в 2020 г. снизилась на 39,5 %, а согласно данным Ассоциации транспортных средств Importers and Distributors (AVID) – на 41 %.
По состоянию на февраль 2021 г. в стране официально зарегистрировано 58 марок автомобилей различных автоконцернов: американских General Motors и Ford, японских Isuzu, Honda, Mazda, Mitsubishi, Nissan, Subaru, Toyota Motor Corporation, корейской Hyundai Motor Group, немецких BMW, Mercedes-Benz Group, Volkswagen и др.
В г. Санта-Роса провинции Лагуна расположены заводы компаний Toyota Motor Corporation, Nissan, Honda, Hyundai, Mitsubishi, в г. Биньян той же провинции – заводы компании Isuzu.
Наиболее известные филиппинские автопроизводители: Sarao Motors (1953; штаб-квартира в г. Лас-Пиньяс в Национальном столичном регионе) и Francisco Motors Corporation (1947, с 1960 современное название; штаб-квартира в г. Лас-Пиньяс), специализирующиеся на создании кустарным способом (преимущественно из внедорожников) автомобилей с удлинённым кузовом, получивших название «джипни».
На Филиппинах действуют автозаводы, где осуществляется сборка грузовиков различных категорий и автобусов, в частности Hino Motors Philippines Corporation [c 1975 Pilipinas Hino, с 2015 современное название; совместное предприятие филиппинских инвесторов, японской автомобилестроительной фирмы Hino Motors (дочерняя структура Toyota Motor Corporation) и японской торговой корпорации Marubeni] в г. Каламба провинции Лагуна и Foton Motors Philippines (2016; предприятие китайской компании Beiqi Foton Motor) в зоне свободной торговли «Кларк» провинции Пампанга.
В г. Каламба функционирует завод по изготовлению комплектующих для автомобилей компании Asian Transmission (1973; дочернее предприятие японской Mitsubishi Motors Corporation).
Судостроение
Филиппинское судостроение удовлетворяет спрос на малоразмерные суда для внутреннего рынка и экспортирует крупные коммерческие суда на международный. На долю страны приходится 2,8 % мирового выпуска судов в пересчёте на брутто-регистровые тонны (БРТ; 2015). Общая выручка от судостроения и ремонта составляет около 1,6 млрд долл. (2015).
На внешний рынок Филиппины в основном поставляют балкеры, контейнеровозы и некоторые виды танкеров. Ведущими экспортёрами являются 2 судостроителя (с участием иностранного капитала): Hanjin Heavy Industries and Construction Philippines (HHIC Phil; 2006; с корейской компанией Hanjin Heavy Industries and Construction; верфь на п-ове Редондо, в барангае Ситио-Агусухин муниципалитета Субик провинции Самбалес) и Tsuneishi (THI; дочерняя компания японской Tsuneishi Holdings; верфь в муниципалитете Маламбан провинции Себу). На 2 крупнейшие компании, принадлежащие иностранным владельцам, приходится почти весь экспорт, 75 % занятых и 97 % выручки.
Другими известными иностранными фирмами являются австралийская Austal (2012; муниципалитет Баламбан в провинции Себу; небольшие алюминиевые пассажирские и многофункциональные суда) и Keppel (судоремонт; часть сингапурской компании Keppel Offshore & Marine; верфи в городах Батангас одноимённой провинции и Субик провинции Самбалес).
Местные верфи в основном специализируются на ремонте и строительстве небольших судов. Действуют 17 крупных и более 90 мелких верфей (август 2017).
В отрасли заняты 48 тыс. рабочих (преимущественно в агломерациях Манилы и Себу). Филиппинские фирмы занимают наибольшую долю в отрасли по количеству верфей (95 %).
Общее количество построенных судов составляет 655 единиц (2020; 1249 в 2019; 2430 в 2018), в том числе на рыболовецкие приходится 47 % (2020; 31 % в 2019; 40 % в 2018), на пассажирские – 18 % (50 % в 2019; 40 % в 2018), на специализированные – 15 % (2020; менее 0,1 % в 2019 и 2018), на грузовые – 14 % (2020; 10 % в 2019; 12 % в 2018), на другие – 6 % (2020; 9 % в 2019; 8 % в 2018).
Общее водоизмещение построенных судов – свыше 400 млн БРТ (2020; 627 млн в 2019; 518 млн в 2018), в том числе 94 % приходится на грузовые суда (2020; 96 % в 2019; 89 % в 2018).
Электротехническая и электронная промышленность
Филиппины специализируются также на производстве полупроводниковой, электронной и электротехнической продукции. Предприятия полупроводниковой промышленности изготавливают интегральные схемы, транзисторы, диоды, резисторы, конденсаторы, катушки, трансформаторы; печатные платы и другие компоненты для чипов мобильных телефонов и микропроцессоров [на эти компании приходится 73 % всей стоимости продукции (2019), произведённой отраслью]. На предприятиях электронной и электротехнической промышленности (представлена компаниями, занимающимися производством компьютеров; периферийных устройств хранения и ввода/вывода; устройств офисного оборудования, бытовой электроники, телекоммуникационного оборудования, связи и радаров, управления и контрольно-измерительных приборов, медицинского и промышленного оборудования, автомобильной, солнечной и фотоэлектрической электроники) производят 27 % стоимости продукции (2019).
Наибольшая доля экспорта продукции филиппинской электронной промышленности приходится на: Китай (41,0 %, в том числе на Гонконг 14,1 %), США (12,1 %), Сингапур (8,0 %) и Японию (6,1 %; 2022).
Большинство предприятий по производству электроники работают в Национальном столичном регионе, регионах Калабарсон (в провинциях Кавите, Лагуна, Батангас, Рисаль и Кесон), Центральный Лусон, Себу. Отрасль представлена также в провинциях Албай, Палаван, Лейте (регион Восточные Висайи), Северный Суригао, Восточный Мисамис (регион Северный Минданао) и в г. Давао.
Химическая промышленность
Химическая промышленность Филиппин является одним из крупнейших производственных секторов страны – 11 % от общей стоимости продукции обрабатывающей промышленности (2014), уступая только пищевой (36 %) и производству радио- и телевизионных устройств, средств связи (17 %).
Выручка отрасли составляет 7,6 млрд долл. (2015; 7,1 млрд в 2010). В Филиппинском реестре химических веществ зарегистрировано более 46 тыс. химикатов (2011). На пластмассовые изделия приходится 26 % объёма промышленного производства, продукцию основной химии – 22 %, различные резиновые изделия (преимущественно шины) – 7 %, на другую продукцию химической промышленности (лакокрасочные материалы, продукцию химии тонкого органического синтеза, в том числе парфюмерии и фармацевтики) – 45 % (2015).
В 2015 г. в стране действовали свыше 1,4 тыс. химических компаний, включая местные компании – Petron Corp. и Chemrez Technologies (2006; штаб-квартира в Кесон-Сити) – и транснациональные компании, в частности американские DuPont de Nemours, 3М и др.
Страна импортировала химикатов на сумму более 7 млрд долл. (2015) со средним темпом прироста 13 % в 2010–2015 гг. В денежном выражении импорт и внутреннее производство оцениваются в 14 млрд долл., что эквивалентно 6,7 % ВВП страны (2015). В то же время экспорт химикатов из Филиппин приближается к 3,5 млрд долл., при этом в 2010–2015 гг. среднегодовой прирост составил 17 %. Филиппины экспортируют химикаты в 177 стран (2015), основными покупателями являются Япония и Китай.
Действует завод компании JG Summit Olefins Corp. (JGSOC; 2014; г. Батангас одноимённой провинции; первый и единственный на Филиппинах) по переработке нафты и производству полиэтилена и полипропиленовых смол.
Лесная промышленность
После введения в 2011 г. моратория на вырубку леса одна из важнейших отраслей лесной промышленности на Филиппинах – деревообрабатывающая – находится в состоянии упадка. С его принятием сократилось число предприятий по переработке древесины. Так, в регионе Карага из действовавших в 2010 г. 119 деревообрабатывающих фирм к 2015 г. осталось 27. Объём производства пиломатериалов составляет 841,9 тыс. м3 (2015; 1616 тыс. в 2013; 557 тыс. в 2010).
Кроме региона Карага (70,4 % общего объёма заготовки древесины; 2015) данная отрасль получила развитие в провинциях, расположенных на Минданао и Висайских о-вах. На Филиппинах насчитывается 205 предприятий по первичной обработке древесины (2015), в том числе 16 регулярно действующих, 67 малых и 12 иных лесопилок, 69 производств, специализирующихся на изготовлении шпона; ещё на 41 предприятии по первичной обработке древесины налажено производство фанеры. Наибольшее количество предприятий характерно для регионов Северный Минданао, Давао и Карага.
Лёгкая промышленность
Из отраслей лёгкой промышленности наибольшее развитие получили швейная и текстильная. Швейная промышленность начала развиваться в конце 1950-х гг., придя на смену домашнему швейному производству и выйдя на уровень небольших сельских мануфактур. Текстильная промышленность зародилась также в 1950-х гг. в ходе реализации программы импортозамещения, специализируясь на производстве волокна и пряжи, тканей и других изделий.
После окончания Соглашения о многоволоконных изделиях в 2004 г., швейная и текстильная отрасли пришли в упадок. Экспортные поставки сократились: в 2005–2011 гг. объём торговли продукции швейной и текстильной промышленности неуклонно и постоянно снижался – с 2,3 млрд долл. в 2005 г. до 1,4 млрд в 2011 г., 1,2 млрд в 2016 г., 970 млн долл. в 2020 (1,4 % от всего экспорта), 1,1 млрд в 2021 г. Крупнейшие рынки сбыта филиппинских товаров лёгкой промышленности – США (42,6 %), Япония (12,2 %), Китай (7,4 %), Республика Корея (6,3 %) и Сингапур (5,7 %; в 2020). При этом Филиппины входят в десятку крупнейших производителей одежды, текстиля и обуви в Юго-Восточной Азии.
Согласно данным Бюро статистики труда и занятости, в текстильной и швейной отраслях промышленности суммарно заняты более 490 тыс. рабочих, из которых 69,4 % составляют женщины (2020; 137 тыс. в текстильной и 422 тыс. в швейной отрасли в 2015), насчитывается около 200 производителей, 240 торговых компаний и более 1 тыс. субподрядчиков.
В начале 2020 г. правительство создало т. н. дорожную карту швейной и текстильной промышленности, направленную на стимулирование возрождения отрасли, конкурентоспособной на международном рынке. Однако пандемия коронавирусной инфекции (COVID-19) повлияла на производство и экспорт одежды и текстиля, что привело к падению доходов, закрытию предприятий и потере рабочих мест. Более того, несмотря на новую «дорожную карту» и другие планы восстановления отрасли, принятые в последние годы, сектор продолжает сталкиваться с постоянными проблемами, связанными с международной конкуренцией и согласованием внутренней отраслевой политики и практики с международными стандартами.
Пищевая промышленность
На пищевую промышленность Филиппин приходится 10 % ВВП, она является одним из основных источников экономического роста страны (2018–2019). В стоимостном выражении объём производства пищевой промышленности составляет 35,8 млрд долл. (2019; 32,5 млрд в 2018; 25,8 млрд в 2014). Около 90 % продукции потребляется на внутреннем рынке. Ежегодные расходы домохозяйств на продукты питания и безалкогольные напитки достигают 42 % от всех трат (2018–2019).
В стране действуют около 500 пищевых предприятий (2015), зарегистрированных в Управлении по контролю за продуктами и лекарствами Филиппин. Большинство из них относятся к предприятиям малого и среднего бизнеса. Ведущими компаниями отрасли по размеру валового дохода (2015) являются Nestlé Philippines (филиппинское подразделение швейцарской транснациональной корпорации Nestlé; 1911; штаб-квартира в Маниле; многоотраслевая специализация; 2364 млн долл.), San Miguel Foods (подразделение по производству продуктов питания конгломерата San Miguel Food and Beverage; 1925; штаб-квартира в Маниле; мясная продукция; 1950 млн долл.), Universal Robina Corp. (1954; штаб-квартира в Кесон-Сити; снеки; 1450 млн долл.), San Miguel Brewery (1890; штаб-квартира в Маниле; пиво; 1368 млн долл.), Coca-Cola FEMSA Philippines (штаб-квартира в Маниле; безалкогольные напитки; 1103 млн долл.).