Эвристика репрезентативности
Эври́стика репрезентати́вности (англ. representativeness heuristic), отнесение человека или предмета к группе на основе обнаруженных у него типичных черт представителей этой группы. Эта эвристика используется, когда необходимо оценить вероятность того, что объект относится к какому-то типу или группе явлений. Авторы термина – американские психологи А. Тверски и Д. Канеман.
Эвристика – совокупность приёмов, упрощающих и ускоряющих решение задач, принятие решения или вынесения суждения. Ускоряя и облегчая процесс решения задачи или принятия решения, эвристики не всегда ведут к рациональному или оптимальному ответу. Репрезентативность определяется как соответствие характеристик конкретной выборки характеристикам генеральной совокупности (всем людям или предметам, которые обладают этим признаком). Эвристика репрезентативности – вынесение суждения на основании сходства конкретного явления (выборки) со свойствами генеральной совокупности. Её использование может приводить к ошибкам в оценке вероятности события или последовательности событий, но при этом она довольно часто позволяет быстро и чётко определить принадлежность людей или явлений к конкретной группе.
Ошибки, связанные с этой эвристикой, возникают, когда игнорируется размер выборки, не оценивается надёжность данных или ряд событий воспринимается как связанный между собой. Размер выборки важен, т. к. распределение становится предсказуемым только при анализе большого количества случаев. Например, известно, что вероятность выпадения орла или решки – 50 %. Если подбросить монетку несколько сотен раз, тогда действительно каждая сторона выпадет с вероятностью, близкой к 0,5. Однако часто люди пытаются применять закон больших чисел к маленьким выборкам. Если есть всего 10 бросков, это слишком маленькая выборка и распределение орлов и решек может быть любым.
Часто выводы делаются при отсутствии необходимых или надёжных данных. В одном из исследований Тверски и Канемана участникам предлагалось описание урока, проведённого практикантом в школе. Затем одной группе наблюдателей предложили оценить качество описанного урока, а другой – успешность практиканта в качестве учителя через 5 лет. Оценки двух групп оказались идентичны, хотя информации об одном уроке недостаточно для прогноза успешности преподавателя через 5 лет.
Ошибки в оценке вероятности также возникают из-за того, что события оцениваются как связанные между собой. Это хорошо иллюстрирует ошибка игрока, или ложный вывод Монте-Карло. Это когнитивное искажение, из-за которого человек думает, что если на рулетке несколько раз подряд выпадает чёрное, то вероятность выпадения красного увеличивается. Однако выпадение одного или другого цвета – это независимые события.