Эйк Альдо ван
Эйк А́льдо ван, Альдо Эрнест ван Эйк (Aldo Ernest van Eyck) (16.3.1918, Дриберген, ныне Дриберген-Рейсенбург, провинция Утрехт – 14.1.1999, Лунен-ан-де-Вехт, там же), нидерландский архитектор. Приверженец гуманистического направления в архитектуре, один из основоположников структурализма.
Родился в семье Питера Николаса ван Эйка (1887–1954), поэта, критика, эссеиста и философа. Его брат, Роберт Флорис ван Эйк (1916–1991) – поэт, художник и реставратор. Детство и юность А. ван Эйк провёл в Англии (1919–1935), где его отец был зарубежным корреспондентом газеты Nieuwe Rotterdamse Courant. В 1935–1938 гг. учился в Королевской академии искусств в Гааге, затем изучал архитектуру в Высшей технической школе (ETH) в Цюрихе (1938–1942). Знакомство в Швейцарии с архитектором и критиком З. Гидионом и его женой, исследовательницей современного искусства К. Гидион-Вельккер, способствовали развитию интереса ван Эйка к идеям Ле Корбюзье и Международных конгрессов современной архитектуры (CIAM). Вернувшись в Амстердам, в 1946–1951 гг. работал архитектором в городском Управлении общественных работ под руководством К. ван Эстерена. В 1951 г. ван Эйк открыл собственное архитектурное бюро, в 1971–1983 гг. сотрудничал с Т. Босхом, в 1983–1999 гг. работал в партнёрстве с архитектором Ханни ван Эйк (урождённая ван Ройен; 1918–2018; с 1943 его жена).
В 1947 г. ван Эйк принял участие в 6-м конгрессе CIAM в Бриджуотере (графство Сомерсет, Великобритания) и сблизился с нидерландскими группами в его составе – De 8 (с нидерл. восьмёрка) и Opbouw (с нидерл. здание), при этом выработал критическое отношение к модернистским концепциям, которых придерживались в CIAM, в том числе к функциональному зонированию города, которое, по его мнению, ведёт к формированию технократической архитектуры. Присоединился к придерживавшейся схожих взглядов «Группе 10», возникшей в 1953 г. во время 9-го конгресса CIAM и создавшей раскол внутри него. Её костяк вместе с ван Эйком составляли Э. и П. Смитсон, Я. Бакема, Дж. Де Карло, Ж. Кандилис и Ш. Вудс: они работали над альтернативными модернизму архитектурными и урбанистическими концепциями.
В своих теоретических текстах ван Эйк сформулировал основополагающие принципы собственного архитектурного метода, призывая уйти от диктата функциональности в архитектуре. Он считал, что город не может иметь иерархической структуры и чёткого зонирования. Все элементы его системы и происходящие там события взаимосвязаны, важно учитывать множество существующих точек зрения и ценить хаос повседневной жизни. Архитектура должна способствовать исследованию и «обживанию» города людьми. Ван Эйк также писал: «Что бы ни значили пространство и время, место и ситуация значат больше» (Eyck. 1962). Архитектура, не предполагающая одной главной функции, способствует встрече друг с другом людей с разными потребностями и адаптируется под их нужды.
Выработанный ван Эйком стиль был достаточно лаконичным в отношении используемых материалов и архитектурных элементов, однако он искал необычные способы для их применения. На него оказал влияние не только европейский модернизм, но и традиционная архитектура Африки и Северной Америки, в частности поселения догонов и пуэбло. Эти и другие культуры он изучал во время путешествий (например, в Мали в 1960). Также находился под воздействием идей философа М. Бубера, языковеда и антрополога Б. Л. Уорфа, живописи П. Клее, П. Мондриана, Р. Лозе.
Один из самых масштабных и одновременно хуже всего сохранившихся проектов ван Эйка – детские площадки в Амстердаме, которыми он занялся ещё как архитектор Управления общественных работ. Первая появилась на площади Бертелманплейн в 1947 г., и в 1947–1978 гг. было сооружено всего около 750 площадок (к 2021 большая их часть утрачена) в самых разных и часто не предназначенных для этого местах: пустыри между домами, оживлённые улицы с кафе, барами и магазинами, участки земли рядом с перекрёстками и автодорогами. На площадках устанавливались простые игровые конструкции из алюминия, бассейны-лягушатники, песочницы, скамейки для взрослых; стены прилегающих домов иногда расписывались. Главной особенностью этих детских площадок было отсутствие чётких пространственных границ между самой игровой зоной и окружением. Они не отделялись оградами, а, напротив, делали детей полноценными участниками городской жизни. Простота и многофункциональность конструкций и необходимость делить пространство с пешеходами и автомобилями побуждали детей к общению, стимулировали их фантазию и познавательные навыки. Идею детской площадки как очага социальной жизни, привлекающего детей, подростков и взрослых, и места, где дети учатся справляться с трудностями и опасностями города, можно было увидеть воплощённой, например, на улицах Бюскенбласерстрат и Ван-Бутзеларстрат.
В урбанистической теории ван Эйк уделял внимание проблеме монотонности городского пространства. Используя термины «эстетика числа», «двойные явления» и «промежуточное пространство», он описывал идеал города как «единство через разнообразие и разнообразие через единство» (Eyck. Steps towards a configurative discipline. Цитируется по: Eyck A. Writings Amsterdam, 2008. Vol. 2. Collected articles and other writings, 1947–1998. P. 342). В 1947–1957 гг. в составе групп De 8 и Opbouw работал над проектами жилых домов и школ нового поселения Нагеле на 300 жилых единиц (провинция Флеволанд), где стремился отказаться от резкого противопоставления центральной общественной части и жилых улиц. В жилом районе в Зволле (1971–1975, совместно с Т. Босхом) новые постройки – 21 коммерческое здание и 75 жилых домов – встраивались в уже сложившуюся застройку, при этом старый исторический центр реконструировался, но система улиц сохранялась. Такой подход принципиально отличался от модернистского планирования, которое предполагало радикальное переустройство городов и игнорировало историческое наследие.
Постулируемый ван Эйком отказ от иерархии и абстрактного противопоставления большого и малого, хаоса и порядка, индивидуального и коллективного относился и к его проектам отдельных жилых зданий. Архитектор писал, что необходимо «сделать из каждого дома маленький город и из каждого города большой дом» (Eyck. Steps towards a configurative discipline. Цитируется по: Eyck A. Writings Amsterdam, 2008. Vol. 2. Collected articles and other writings, 1947–1998. P. 328). Таким образом могла появиться по-настоящему гуманная и удобная архитектура.
В 1955–1960 гг. на окраине Амстердама ван Эйк построил приют для сирот, в котором создал модель децентрализованного города, единого и разнообразного одновременно. Среди расположенных по ортогональной сетке модульных корпусов нет выделенного здания администрации. От центрального внутреннего двора зигзагообразно разворачивается система помещений, они перетекают друг в друга и формируют открытые и приватные пространства: это создаёт множество мест для встречи обитателей приюта и делает архитектуру человечной. В амстердамском доме для одиноких родителей с детьми «Хубертусхёйс» (другое название – Дом матери) (1973–1981, совместно с Х. ван Эйк) архитектор также стремился создать множество точек для физических и социальных контактов: в разноцветном здании много лестниц, террас, перемен уровней.
Также среди построек ван Эйка – жильё для пожилых людей в амстердамском районе Слотермер (1951–1954, совместно с Я. Ритвелдом), католическая церковь Кюре из Арса (Святого Жана-Мари Вианнея) в Гааге (1964–1969), павильон для Международной выставки скульптуры в парке Сонсбек в Арнеме (1965–1966; не сохранился, воссоздан в 2005 в Музее Крёллер-Мюллер близ Оттерло), массив социального жилья в рамках проекта PREVI в столице Перу Лиме (1969–1976), жилые дома и магазины на улице Палмдварсстрат в Амстердаме (1972–1980), жилой комплекс Pentagon (1975–1983), здание кампуса факультета литературы P. C. Hoofthuis в Амстердамском университете (1976–1983, все три – совместно с Т. Босхом).
А. ван Эйк вместе с Х. ван Эйк спроектировал новые дома для пациентов психиатрической клиники в поселении Хёйзе-Падуа (муниципалитет Букел, провинция Северный Брабант; 1980–1989), церковь для молуккской общины в Девентере (1983–1992), офисное здание для Европейского космического агентства и Европейского центра космических исследований и технологий (ESA/ESTEC; 1984–1989), офисный комплекс Tripolis (1990–1994), здания аудиторской службы в Гааге (1992–1997).
Занимался экспозиционным дизайном, в том числе оформил выставки в Амстердаме (1949) и Льеже (1951) группы «Кобра», членом которой был в 1948–1951 гг.
Член редакционной коллегии архитектурного журнала Forum (Forum voor architectuur en daarmee verbonden kunsten; 1959–1967).
Преподавал в Амстердамской академии архитектуры (1954–1959) и Делфтском техническом университете (1966–1984). Среди его учеников – Г. Херцбергер, П. Блом.
Золотая медаль Королевского института британских архитекторов (1990), художественная премия Вольфа (1997, Израиль).