Эйк Альдо ван
Эйк А́льдо ван, Альдо Эрнест ван Эйк (Aldo Ernest van Eyck) (16.3.1918, Дриберген, ныне Дриберген-Рейсенбург, провинция Утрехт – 14.1.1999, Лунен-ан-де-Вехт, там же), нидерландский архитектор. Приверженец гуманистического направления в архитектуре, один из основоположников структурализма.
Родился в семье Питера Николаса ван Эйка (1887–1954), поэта, критика, эссеиста и философа. Его брат, Роберт Флорис ван Эйк (1916–1991) – поэт, художник и реставратор. Детство и юность А. ван Эйк провёл в Англии (1919–1935), где его отец был зарубежным корреспондентом газеты Nieuwe Rotterdamse Courant. В 1935–1938 гг. учился в Королевской академии искусств в Гааге, затем изучал архитектуру в Высшей технической школе (ETH) в Цюрихе (1938–1942). Знакомство в Швейцарии с архитектором и критиком З. Гидионом и его женой, исследовательницей современного искусства К. Гидион-Вельккер, способствовали развитию интереса ван Эйка к идеям Ле Корбюзье и Международных конгрессов современной архитектуры (CIAM). Вернувшись в Амстердам, в 1946–1951 гг. работал архитектором в городском Управлении общественных работ под руководством К. ван Эстерена. В 1951 г. ван Эйк открыл собственное архитектурное бюро, в 1971–1983 гг. сотрудничал с Т. Босхом, в 1983–1999 гг. работал в партнёрстве с архитектором Ханни ван Эйк (урождённая ван Ройен; 1918–2018; с 1943 его жена).
В 1947 г. ван Эйк принял участие в 6-м конгрессе CIAM в Бриджуотере (графство Сомерсет, Великобритания) и сблизился с нидерландскими группами в его составе – De 8 (с нидерл. восьмёрка) и Opbouw (с нидерл. здание), при этом выработал критическое отношение к модернистским концепциям, которых придерживались в CIAM, в том числе к функциональному зонированию города, которое, по его мнению, ведёт к формированию технократической архитектуры. Присоединился к придерживавшейся схожих взглядов «Группе 10», возникшей в 1953 г. во время 9-го конгресса CIAM и создавшей раскол внутри него. Её костяк вместе с ван Эйком составляли Э. и П. Смитсон, Я. Бакема, Дж. Де Карло, Ж. Кандилис и Ш. Вудс: они работали над альтернативными модернизму архитектурными и урбанистическими концепциями.
В своих теоретических текстах ван Эйк сформулировал основополагающие принципы собственного архитектурного метода, призывая уйти от диктата функциональности в архитектуре. Он считал, что город не может иметь иерархической структуры и чёткого зонирования. Все элементы его системы и происходящие там события взаимосвязаны, важно учитывать множество существующих точек зрения и ценить хаос повседневной жизни. Архитектура должна способствовать исследованию и «обживанию» города людьми. Ван Эйк также писал: «Что бы ни значили пространство и время, место и ситуация значат больше» (Eyck. 1962). Архитектура, не предполагающая одной главной функции, способствует встрече друг с другом людей с разными потребностями и адаптируется под их нужды.
Выработанный ван Эйком стиль был достаточно лаконичным в отношении используемых материалов и архитектурных элементов, однако он искал необычные способы для их применения. На него оказал влияние не только европейский модернизм, но и традиционная архитектура Африки и Северной Америки, в частности поселения догонов и пуэбло. Эти и другие культуры он изучал во время путешествий (например, в Мали в 1960). Также находился под воздействием идей философа М. Бубера, языковеда и антрополога Б. Л. Уорфа, живописи П. Клее, П. Мондриана, Р. Лозе.
Один из самых масштабных и одновременно хуже всего сохранившихся проектов ван Эйка – детские площадки в Амстердаме, которыми он занялся ещё как архитектор Управления общественных работ. Первая появилась на площади Бертелманплейн в 1947 г., и в 1947–1978 гг. было сооружено всего около 750 площадок (к 2021 большая их часть утрачена) в самых разных и часто не предназначенных для этого местах: пустыри между домами, оживлённые улицы с кафе, барами и магазинами, участки земли рядом с перекрёстками и автодорогами. На площадках устанавливались простые игровые конструкции из алюминия, бассейны-лягушатники, песочницы, скамейки для взрослых; стены прилегающих домов иногда расписывались. Главной особенностью этих детских площадок было отсутствие чётких пространственных границ между самой игровой зоной и окружением. Они не отделялись оградами, а, напротив, делали детей полноценными участниками городской жизни. Простота и многофункциональность конструкций и необходимость делить пространство с пешеходами и автомобилями побуждали детей к общению, стимулировали их фантазию и познавательные навыки. Идею детской площадки как очага социальной жизни, привлекающего детей, подростков и взрослых, и места, где дети учатся справляться с трудностями и опасностями города, можно было увидеть воплощённой, например, на улицах Бюскенбласерстрат и Ван-Бутзеларстрат.
В урбанистической теории ван Эйк уделял внимание проблеме монотонности городского пространства. Используя термины «эстетика числа», «двойные явления» и «промежуточное пространство», он описывал идеал города как «единство через разнообразие и разнообразие через единство» (Eyck. Steps towards a configurative discipline. Цитируется по: Eyck A. Writings Amsterdam, 2008. Vol. 2. Collected articles and other writings, 1947–1998. P. 342). В 1947–1957 гг. в составе групп De 8 и Opbouw работал над проектами жилых домов и школ нового поселения Нагеле на 300 жилых единиц (провинция Флеволанд), где стремился отказаться от резкого противопоставления центральной общественной части и жилых улиц. В жилом районе в Зволле (1971–1975, совместно с Т. Босхом) новые постройки – 21 коммерческое здание и 75 жилых домов – встраивались в уже сложившуюся застройку, при этом старый исторический центр реконструировался, но система улиц сохранялась. Такой подход принципиально отличался от модернистского планирования, которое предполагало радикальное переустройство городов и игнорировало историческое наследие.
Постулируемый ван Эйком отказ от иерархии и абстрактного противопоставления большого и малого, хаоса и порядка, индивидуального и коллективного относился и к его проектам отдельных жилых зданий. Архитектор писал, что необходимо «сделать из каждого дома маленький город и из каждого города большой дом» (Eyck. Steps towards a configurative discipline. Цитируется по: Eyck A. Writings Amsterdam, 2008. Vol. 2. Collected articles and other writings, 1947–1998. P. 328). Таким образом могла появиться по-настоящему гуманная и удобная архитектура.
В 1955–1960 гг. на окраине Амстердама ван Эйк построил приют для сирот, в котором создал модель децентрализованного города, единого и разнообразного одновременно. Среди расположенных по ортогональной сетке модульных корпусов нет выделенного здания администрации. Альдо ван Эйк. Приют для сирот, Амстердам. Вид сверху. 1955–1960.От центрального внутреннего двора зигзагообразно разворачивается система помещений, они перетекают друг в друга и формируют открытые и приватные пространства: это создаёт множество мест для встречи обитателей приюта и делает архитектуру человечной. В амстердамском доме для одиноких родителей с детьми «Хубертусхёйс» (другое название – Дом матери) (1973–1981, совместно с Х. ван Эйк) архитектор также стремился создать множество точек для физических и социальных контактов: в разноцветном здании много лестниц, террас, перемен уровней.
Также среди построек ван Эйка – жильё для пожилых людей в амстердамском районе Слотермер (1951–1954, совместно с Я. Ритвелдом), католическая церковь Кюре из Арса (Святого Жана-Мари Вианнея) в Гааге (1964–1969), павильон для Международной выставки скульптуры в парке Сонсбек в Арнеме (1965–1966; не сохранился, воссоздан в 2005 в Музее Крёллер-Мюллер близ Оттерло), массив социального жилья в рамках проекта PREVI в столице Перу Лиме (1969–1976), жилые дома и магазины на улице Палмдварсстрат в Амстердаме (1972–1980), жилой комплекс Pentagon (1975–1983), здание кампуса факультета литературы P. C. Hoofthuis в Амстердамском университете (1976–1983, все три – совместно с Т. Босхом).Альдо ван Эйк. Павильон для Международной выставки скульптуры в парке Сонсбек, Арнем. 1965–1966. Не сохранился, воссоздан в 2006 в Музее Крёллер-Мюллер, Оттерло.
А. ван Эйк вместе с Х. ван Эйк спроектировал новые дома для пациентов психиатрической клиники в поселении Хёйзе-Падуа (муниципалитет Букел, провинция Северный Брабант; 1980–1989), церковь для молуккской общины в Девентере (1983–1992), офисное здание для Европейского космического агентства и Европейского центра космических исследований и технологий (ESA/ESTEC; 1984–1989), офисный комплекс Tripolis (1990–1994), здания аудиторской службы в Гааге (1992–1997).
Занимался экспозиционным дизайном, в том числе оформил выставки в Амстердаме (1949) и Льеже (1951) группы «Кобра», членом которой был в 1948–1951 гг.
Член редакционной коллегии архитектурного журнала Forum (Forum voor architectuur en daarmee verbonden kunsten; 1959–1967).
Преподавал в Амстердамской академии архитектуры (1954–1959) и Делфтском техническом университете (1966–1984). Среди его учеников – Г. Херцбергер, П. Блом.
Золотая медаль Королевского института британских архитекторов (1990), художественная премия Вольфа (1997, Израиль).