Ефим Никонов
Ефи́м Ни́конов (Ефим Никонов сын; в крещении Евфимий) [ум. не ранее 29.1(9.2).1728], российский изобретатель и судостроитель. Крестьянин. Происходил из царского вотчинного села Покровское [по наиболее распространённой версии, села Покровское, Рубцово тож, на реке Яуза Московского уезда (ныне в черте Москвы)].
Биография
В челобитной, поданной царю Петру I не ранее 1718 г., высказал идею создания подводной лодки, вооружённой артиллерийскими орудиям [подлинный текст не сохранился (Материалы для истории русского флота. 1875. С. 591–592)].
Мастер модели подводного (т. н. потаённого) судна в Обер-сарваерской (Судостроительной) конторе при Адмиралтейств-коллегии (январь 1720 – январь/февраль 1728). Разрабатывал систему погружения и всплытия судна, основанную, по-видимому, на принципе увеличения и уменьшения его веса с помощью водоотливной помпы и балластного груза; сведения о движителе отсутствуют (вероятно, он и не предполагался). В Санкт-Петербурге на Галерном дворе построил модель судна, испытание которой (возможно, в присутствии Петра I) в 1724 г. на реке Нева завершилось аварией. К весне 1725 г. под военным надзором отремонтировал модель, очевидно, оснастив её 10 медными наполненными зажигательным составом трубами, аналогичными состоявшим на вооружении ряда кораблей Балтийского флота [в журнале Адмиралтейств-коллегии от 9(20) и 16(27) марта 1725 фигурируют два подводных судна, однако другие источники не подтверждают их постройку (Материалы для истории русского флота. 1875. С. 112, 115)].
После кончины Петра I пользовался поддержкой императрицы Екатерины I, но новые испытания, проведённые им предположительно в 1725 (трижды) и в 1727 гг., потерпели неудачу. Из-за невозможности передвижения под водой сконструированного судна предложил обеспечить выход из него экипажа для атаки корабля противника в водолазных костюмах («по два камзола с штанами» из выделанной кожи) (Берх. 1825. С. 226; Материалы для истории русского флота. 1875. С. 169).
Указом Адмиралтейств-коллегии от 29 января (9 февраля) 1728 г. обвинён в расходе «из адмиралтейских доходов немалой суммы», понижен с должности мастера до адмиралтейского работника и направлен работать на верфь в Астрахань (Материалы для истории русского флота. 1875. С. 592).
Проблемы изучения жизни и деятельности Ефима Никонова
Источники о жизни и деятельности Ефима Никонова крайне скудны; его отчество Прокопьевич (Прокофьевич), получившее распространение в литературе, связано, скорее всего, с ошибочным наименованием Ефима Никонова «Еѳимъ Прокоѳьевъ» в писарском заголовке дела о строительстве «потаенного судна модели», которое хранится в Российском государственном архиве военно-морского флота (Ф. 218. Оп. 1. Д. 59. Л. 1 а).
Особенности конструкции судна Ефима Никонова (часто неверно рассматривается как первая российская подводная лодка, имевшая название «Морель»), количество построенных им лодок (от одной до трёх), их тип (модель, уменьшенный образец, опытный образец) и прочее остаются предметом научной дискуссии и многочисленных домыслов историков, инженеров, моряков-подводников, писателей.
По получившему широкое распространение мнению (идея высказана капитаном 1-го ранга И. А. Быховским, значительно дополнена О. П. Наумовым), судно Ефима Никонова могло иметь бочкообразную форму, для достижения водонепроницаемости корпуса быть обшито снаружи бычьими шкурами и стянуто железными обручами.
По альтернативной версии (аргументирована Р. В. Кондратенко), Ефим Никонов построил т. н. опытовой отсек в виде широкой лодки с высокими бортами, перекрытыми палубой; эта модель имела обшивку корпуса из вываренной бересты, а не кожи (использовалась лишь как уплотнитель), заказанные мастером полосы железа предназначались для производства строительных инструментов, а не обручей.
Увековечение памяти Ефима Никонова
В честь Ефима Никонова установлены в 2007 г. памятный знак (скульптор А. А. Викулов) в посёлке Пионерский городского округа Истра Московской области (до 1745 деревня Рубцово, относившаяся до губернской реформы 1707–1710 к Сурожскому стану Московского уезда; позднее – село и усадьба Покровское-Рубцово Звенигородского уезда; в ряде работ указывается как малая родина мастера), в Сестрорецке в 2009 г. – одна из гипотетических моделей т. н. потаённого судна (автор реконструкции контр-адмирал В. А. Дыгало) и валун с памятной табличкой и надписью о проведённых испытаниях модели (с сомнительным утверждением о присутствии на них Петра I и неверной датой 1721).
В 2019 г. выпущен популярный набор для моделистов «Модель потаенного огненного судна "Морель" Ефима Никонова».