Джонсон Бентон
Джо́нсон Бе́нтон (Benton Johnson) (род. 1928, Каддо-Милс, штат Техас), американский социолог, исследователь религии. Почётный профессор Орегонского университета. Сын социолога и антрополога Г. Б. Джонсона.
Окончил факультет социологии Университета Северной Каролины в Чапел-Хилле, продолжил социологическое образование в Гарвардском университете под научным руководством Т. Парсонса, там же защитил докторскую диссертацию (1954). Преподавал в Техасском университете в Остине и почти 40 лет проработал в Орегонском университете. В 1980–1981 гг. избирался президентом Общества научного изучения религии, в 1987 г. – президентом Ассоциации социологии религии, в 1995–1996 гг. – президентом американской Ассоциации религиоведческих исследований.
Исследовательская деятельность Джонсона сосредоточена на вопросах теоретической социологии религии и изучения эволюции американского протестантизма. На рубеже 1950–1960-х гг. выступил с серией научных статей о социологической типологии религиозных объединений, обосновывая применение её классического образца (модель «церковь – секта») к современному протестантизму в США. В ряде публикаций 1960-х гг. Джонсон настаивал на постоянстве взаимосвязи протестантского мирского аскетизма и американской политической культуры (Johnson. 1963). По его мнению, реалии американского общества соответствуют положению теории М. Вебера о наибольшей поддержке со стороны протестантов тех политических сил, которые руководствуются идеями индивидуализма, свободы частного предпринимательства, ограничения государственного вмешательства в жизнь граждан. Этот тезис Джонсон неоднократно подкреплял материалами эмпирических исследований связи религиозной принадлежности и политических предпочтений, проводившихся им в разные годы.
В 1970-е гг. Джонсон опубликовал ряд работ, посвящённых социологической теории в целом, взглядам своего учителя Т. Парсонса, а также отношению социологии религии к религиозной социологии: книга «Функционализм в современной социологии» (1975), статья «Социологическая теория и религиозная истина» (1977).
Однако главной его темой оставалось состояние современного протестантизма. Джонсон пытался объяснить причины упадка в 1980–1990-х гг. протестантских церквей, ориентированных на либеральные ценности. Он констатировал заметное снижение числа регулярных прихожан этих церквей, уменьшение среди них доли молодых людей. По его предположению, либерально настроенные религиозные общины, в отличие от по-сектантски замкнутых консервативных, долгое время поощряли открытость к светской культуре и это привело к размыванию религиозных установок сознания и поведения. Со сменой поколений, когда в активную жизнь вошли воспитанные в либеральной манере многочисленные представители «бэби-бума» 1960-х гг., они уже не имели таких религиозных предпочтений, как их родители. Это обстоятельство, полагал Джонсон, поставило протестантские церкви перед непростой задачей стать привлекательными для новых поколений, сочетая сложившиеся либеральные традиции с необходимостью вернуть себе прежний религиозный авторитет. Данное исследование, опубликованное в 1994 г. в соавторстве с американскими социологами Д. Р. Хоуджем и Д. А. Луденсом получило в том же году ежегодную книжную премию Общества научного изучения религии (Hoge. 1994).