Две «огуречные столицы» России
Две «огуречные столицы» России. Огурец является одним из основных компонентов русской кухни, который традиционно используется как в свежем, так и в засолённом виде. Несмотря на то что ряд исследователей указывает на то, что распространение огурцов в России относится к 18 в., знаток русской кухни В. В. Похлёбкин отмечал, что «применение огуречного рассола как основы для приготовления супов было известно уже по крайней мере с XV в.» (Похлёбкин. 1983. С. 25), следовательно кулинарные корни огурца гораздо глубже времени его официального распространения. Укоренённость огурца в национальной кухне и давние традиции его использования обусловили то, что интерес к нему проявили сразу два города – Суздаль и Луховицы.
Суздаль имеет давнюю традицию огородничества, восходящую к 12 в. Вплоть до конца 19 в. основными культурами, которые выращивали местные жители, были лук, чеснок и хрен. В начале 20 в. действовали артели огородников, которые старались выводить занятие на более высокий технический и научный уровень. Распространение в конце 19 в. луковой мошки и уничтожение большей части урожая луковых побудило суздальцев сделать выбор в пользу выращивания огурцов. После революции новая власть начала наступление на огородников: их объединения ликвидировались, вывоз овощей за пределы города временно прекратился, огурцы стали выращиваться только для личных нужд. В середине 1960–1980-х гг. начался новый этап в выращивании огурцов в Суздале. Распространение полиэтиленовой плёнки позволило местным жителям освоить технологию выращивания ранних огурцов: возведение теплиц начиналось в конце февраля – начале марта, первый урожай получался уже в мае. Далее огурцы отвозили в крупные города – Владимир, Иваново, Кострому, Ярославль, Вологду, Петрозаводск, Котлас и Архангельск – и продавали на колхозных рынках. Продажа огурцов обеспечивала благосостояние местных жителей вплоть до середины 1990-х гг., когда удорожание бензина и повышение конкуренции на городских рынках за счёт импорта снизили рентабельность производства. Несмотря на это, огурец закрепил за собой статус бренда города: с 2001 г. под эгидой Владимиро-Суздальского музея-заповедника в Суздале проводится Международный праздник огурца (3-я суббота июля), большим спросом у туристов пользуется сувенирная продукция с символикой овоща (прихватки, игрушки, фигурки и др.), изготавливается огуречное варенье.
Формирование огуречного промысла в подмосковных Луховицах и близлежащих деревнях относится ко 2-й половине 20 в. и связано с особенностью климата и местных почв, а также близостью к столице. В условиях дефицита свежих овощей местные жители стали активно выращивать огурцы в личных подсобных хозяйствах и вывозить на продажу в Москву. Спасительную роль сыграл этот промысел в 1990-е гг., когда в условиях социально-экономического кризиса и безработицы для многих продажа огурцов стала единственным источником дохода. В благодарность овощу местные жители установили в городе памятник огурцу (2007), на котором выгравирована подпись: «Огурцу-кормильцу от благодарных луховичан». В том же году луховицкие энтузиасты открыли первый в России Музей огурца (закрылся в 2015; его экспозиция перенесена в Историко-художественный музей Луховиц). В 2015 г. Ассоциация производителей луховицких огурцов запатентовала бренд «Луховицкий огурец». С 2015 г. в посёлке Сельхозтехника (16 км от Луховиц) проходит праздник «Луховицкий огурец». В 2023 г. местные фермеры освоили технологию изготовления варенья, зефира, мармелада и конфет из огурцов.
Для обоих городов огурец стал местным брендом, известным на всю Россию. Несмотря на существующую конкуренцию за право считаться «первой столицей огурца», обоим городам удалось сформировать два уникальных образа: луховицкие огурцы в большей степени являются брендом для продвижения местной продукции, тогда как суздальский огурец стал важным туристическим брендом.