Д'Орс-и-Ровира Эухенио
Д'Орс-и-Рови́ра Эухе́нио (каталан. Eugeni d’Ors i Rovira, исп. Eugenio d’Ors y Rovira) (28.9.1881, Барселона – 25.9.1954, Виланова-и-ла-Желтру, близ Барселоны), каталанский и испанский писатель, литературный и художественный критик, общественный деятель. Писал на каталанском (до 1920) и испанском языках.
Мать – уроженка Кубы, домохозяйка; отец из каталонской аристократической семьи, врач.
Э. д’Орс-и-Ровира окончил юридический факультет университета Барселоны (1903). С 1906 г. жил в Париже, работал корреспондентом газеты La Veu de Catalunya («Голос Каталонии»), писал статьи под псевдонимом Xènius (Ксений), выступал в прессе как карикатурист в манере О. Бёрдсли, посещал лекции А. Бергсона, тогда же заинтересовался философией прагматизма.
В 1910 г. вернулся в Барселону. С 1911 г. директор Института каталонских исследований. Выступал с публичными лекциями по истории культуры и философии, защитил диссертацию по философии в университете Мадрида (1913). В 1915 г. в Барселоне основал Библиотечную школу, которую возглавил и где преподавал.
Э. д’Орс-и-Ровира – один из ключевых представителей интеллектуальной жизни Каталонии начала 20 в., член литературной группы ноусентистов, ратовавших за возрождение каталонских культурных традиций. Положение писателя значительно ухудшилось после смерти его покровителя А. Прата-де-ла-Рибы (1917). Первая крупная работа – сборник статей, рецензий и комментариев «Философия человека, который работает и который играет» («La filosofía del hombre que trabaja y que juega», 1914) – была расценена представителями партии «Регионалистская лига Каталонии» как попытка навязать новые модели абстрактного мышления. Конфликт завершился в 1920 г. увольнением писателя с поста директора Института каталонских исследований. В том же году разочарование в политике Каталонии привело к переезду д,Орса-и-Ровиры в Мадрид, где он возглавил Ассоциацию журналистов Испании, продолжил заниматься журналистикой и научными исследованиями.
В 1927–1937 гг. жил в Париже, работал над книгами «Три часа в музее Прадо: эстетический путеводитель» («Tres horas en el Museo del Prado. Itinerario estético», 1923), «Вильгельм Телль» («Guillermo Tell», 1926), «Жизнь Гойи» («La vida de Goya», 1928). Поддержал режим Ф. Франко; во многом определял культурную политику франкистской Испании (в том числе возглавлял Национальное управление изящных искусств в 1938–1939). В 1938 г. основал Институт Испании; в 1938–1942 гг. работал его постоянным секретарём. В 1953 г. возглавил кафедру истории науки и культуры Мадридского университета.
Наибольшую известность получила публицистика Э. д,Орса-и-Ровиры. Его многочисленные эссе, публиковавшиеся в каталанской и испанской печати и объединённые затем в антологии под названием «Глоссарий» («Glosari»), тома которой выходили с перерывами в 1906–1949 гг., представляют собой комментарии к событиям политической и культурной жизни, размышления об искусстве и философии. Писатель критиковал каталонский модернизм, считая его чрезмерно амбициозным, пессимистичным и парализованным излишними сомнениями в политическом статусе Каталонии. Философская система Э. д,Орса-и-Ровиры оппонирует национализму в любом проявлении, рассматривая его как символ регресса, и противопоставляет ему империализм в качестве идеального варианта общественного мироустройства.
Автор книги «О барокко» («Lo barroco», 1944), где стиль барокко трактуется как внеисторический культурный феномен. Среди других произведений: исследования о творчестве Ф. Гойи («El arte de Goya», 1928), П. Пикассо («Pablo Picasso», 1930), П. Сезанна («Cézanne», 1930); стихотворения, пьесы.
Член Испанской королевской академии (1927).