Дизель Рудольф
Ди́зель Ру́дольф, Дизель Рудольф Кристиан Карл (Rudolf Christian Karl Diesel) (18.3.1858, Париж – 29.9.1913), немецкий инженер, создатель двигателя внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия (дизель). В 1878 г. окончил Высшую политехническую школу в Мюнхене. С 1880 г. работал на фирме К. фон Линде. В патентах 1892 г. и 1893 г. Дизель выдвинул идею создания двигателя внутреннего сгорания, работающего по циклу, близкому к идеальному циклу Карно, в котором наивысшая температура достигалась сжатием чистого воздуха до 25 МПа. В первом опытном двигателе (1893) в качестве топлива Дизель использовал буроугольную пыль без водяного охлаждения стенок цилиндра (результат отрицательный). В конце 1896 г. оборудовал двигатель водяным охлаждением, в качестве горючего использовал жидкое топливо, которое подавалось в цилиндр и распылялось при помощи сжатого воздуха. В 1897 г. в Аугсбурге Дизель построил первый работоспособный четырёхтактный дизельный двигатель (высота 3 м, 172 об/мин, мощность около 15 кВт, масса 5 т), который отличался сравнительно высоким кпд – 0,262 (вдвое выше, чем у паровой машины), но работал на дорогостоящем керосине и имел ряд конструктивных дефектов. После некоторых усовершенствований, внесённых в 1898–1899 гг., двигатель стал работать на дешёвом топливе (нефти) и получил широкое распространение в промышленности и на транспорте (см. также Автомобильный двигатель, Дизельная электростанция, Судовой двигатель). Дизель утонул в Ла-Манше. Обстоятельства гибели остались неизвестными.