«Дедушкина» оговорка
«Де́душкина» огово́рка (англ. grandfather clause, стабилизационная оговорка), сложившийся в мировой практике принцип защиты инвестора от изменения законодательства принимающей стороны (Дедушкина оговорка // Академик); положение, устанавливающее сохранение применения ранее действующих правовых норм, условий договоров или иных правил к некоторым существующим ситуациям, в то время как новые правовые нормы будут распространяться только на будущие правоотношения.
Является гарантией для иностранного инвестора от ухудшения законодательства, прежде всего налогового. Например, инвестору гарантируется, что, даже если в принимающем государстве законодательство изменяется в худшую для инвестора сторону, эти изменения не применяются к инвестору в течение срока окупаемости его проекта (См.: Herdegen M. Internationales Wirtschaftsrecht. München, 2007; Fiedler P. Stabilisierungsklauseln und materielle Verweisung im Internationalem Vertragsrecht. Frankfurt am Main, 2001).
Исторический термин «дедушкина» оговорка появился в США и связан с изменением Конституции США: ратифицированная штатами в 1870 г. пятнадцатая поправка к Основному закону запрещала расовую дискриминацию в процессе голосования. С целью ограничить данное право отдельными южными штатами были введены тесты на грамотность, избирательные налоги и конституционные викторины. Однако установление данных требований создавало риск для европеоидного населения не быть допущенными на выборы. С этой целью штаты принимали законы, которые освобождали от данных требований тех граждан, предки которых обладали избирательными правами до гражданской войны в США или на определённую дату (Greenblatt A. The racial history of the «Grandfather clause»).
Со временем данный термин получил более широкое распространение и применение.
В Российской Федерации «дедушкина» оговорка, например, была впервые отражена в п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 1993 г. № 1466 «О совершенствовании работы с иностранными инвестициями» (ныне утратил силу), согласно которому предписывалось, что вновь издаваемые нормативные акты, регулирующие условия функционирования на территории РФ иностранных и совместных предприятий, не действуют в течение 3 лет в отношении предприятий, существующих на момент вступления в силу этих актов. Данное положение не распространялось на нормативные акты, обеспечивающие более льготные условия функционирования на территории РФ иностранных и совместных предприятий.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» резидентам зон предоставлена гарантия от неблагоприятного изменения законодательства РФ о налогах и сборах. Так, определяется, что акты законодательства РФ о налогах и сборах, законы субъектов РФ о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов местного самоуправления о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков – резидентов особых экономических зон, за исключением актов законодательства РФ о налогах и сборах, касающихся налогообложения подакцизных товаров, не применяются в отношении резидентов особых экономических зон в течение срока действия соглашения о ведении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или о деятельности в портовой особой экономической зоне.
В п. 8 Обзора практики разрешения судами споров, связанных с защитой иностранных инвесторов, утверждённого Президиумом Верховного Суда РФ 12 июля 2017 г., также разъясняется, что изменениям законодательства, устанавливающего правовой режим иностранных инвестиций в части использования налоговых льгот, не может быть придана обратная сила, если такие изменения ухудшают положение иностранного инвестора (созданной в Российской Федерации коммерческой организации с иностранными инвестициями) в длящихся правоотношениях, связанных с реализацией инвестиционного проекта.
Ныне «дедушкины» оговорки также можно обнаружить в следующих федеральных законах:
п. 7 ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 1995 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»;
ст. 9 Федерального закона от 9 июля 1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»;
пункты 4.1–4.2 ст. 5 Налогового кодекса РФ и др.