Дауров Аслан Алиевич
Дау́ров Асла́н Али́евич (24.7.1940, аул Хабез Черкесской АО, ныне Карачаево-Черкесия – 8.3.1999, Нальчик, похоронен в ауле Хабез), российский композитор, заслуженный деятель искусств Абхазской АССР (1976), заслуженный деятель искусств РСФСР (1991). Первый черкесский профессиональный композитор.
Играл на трубе в школьном оркестре под руководством Г. И. Троянова, в прошлом военного капельмейстера. В 1957 г. впервые побывал в Москве в составе делегации Карачаево-Черкесской АО на праздновании 400-летия вхождения Кабарды в состав России; знакомство с В. И. Мурадели способствовало выбору профессии музыканта. В 1963 г. окончил дирижёрско-хоровое отделение Ставропольского музыкального училища и поступил в Московскую консерваторию, где учился как хоровой дирижёр в классе С. С. Благообразова (1902–1992), затем как композитор в классе В. Г. Фере, окончил в 1970 г.; в консерватории обучался также у В. Г. Агафонникова, Н. П. Ракова, Ю. Н. Холопова и др.
В период обучения в училище сочинял песни для национального студенческого ансамбля, которым руководил; ряд песен был записан на радио. Одновременно изучал особенности музыкального фольклора народов Северного Кавказа, обрабатывал (всего сделал около 60 обработок песен и инструментальных наигрышей) и использовал национальный материал в своих ранних и зрелых произведениях. Большинство написанного в консерваторские годы сразу исполнялось в Москве, наиболее известные сочинения тех лет – кантата «Карачаево-Черкесия моя» (1967), хоровой цикл «Пять горских песен» (1968; вошёл в репертуар Государственного московского хора под управлением В. Г. Соколова; за это сочинение композитор удостоен 3-й премии Всесоюзного конкурса молодых композиторов).
Академическое творчество Даурова в тот период успешно развивалось в русле «новой фольклорной волны», и в 1970 г., ещё до окончания консерватории, по рекомендации Г. В. Свиридова он был принят в Союз композиторов СССР; представленное произведение – «Три черкесские песни для голоса с фортепиано» – вызвало положительный отклик А. Н. Пахмутовой, А. П. Петрова, О. В. Тактакишвили, Р. К. Щедрина. Ряд произведений был записан на грампластинки фирмой «Мелодия», в их числе – Черкесская рапсодия для скрипки с оркестром (посвящена её первому исполнителю – В. А. Пикайзену; грампластинка издана в 1973). Сочинения Даурова издавались в Москве, в том числе в 1970 г. вышли «Три адыгские песни для струнного квартета» и «Четыре пьесы для фортепиано».
Окончив Московскую консерваторию, Дауров вернулся в Черкесск, преподавал теоретические дисциплины в музыкальном училище (ныне Карачаево-Черкесский государственный колледж культуры и искусств имени А. А. Даурова), в 1972–1983 гг. был его директором, при училище создал симфонический оркестр. Возглавил Общество композиторов и мелодистов Карачаево-Черкесии. Стал самым ярким композитором-песенником среди адыгских авторов и одним из наиболее популярных на всём Северном Кавказе; его песни «Адыгэ нэмыс», «Увези ты меня при луне» (слова Х. Б. Байрамуковой, рус. пер. М. С. Пляцковского) и многие другие поныне широко известны в Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Адыгее, Абхазии. В числе поэтов, с которыми сотрудничал композитор, – народный поэт Кабардино-Балкарии К. Ш. Кулиев.
Автор значительного количества произведений в разных жанрах. В 1970–1980-е гг., наряду с большим количеством песен и обработок, им созданы симфония «Адыги» (1976), Концертная лезгинка «Исламей» (1976), Кабардинский детский концерт для фортепиано с оркестром (1978), Чечено-ингушские эскизы для виолончели с оркестром (1984), Горская рапсодия для фортепиано с оркестром (1979), Черкесская рапсодия для фортепиано с оркестром (1980), Горские симфонические танцы (1983), Адыгейская праздничная увертюра (1986), Адыгские девичьи песни (1989) и др. Одно из наиболее значительных сочинений – кантата «Аульные песни» (1989), часть из которой («Дорога на Истамбул») – драматическая картина из жизни адыгов, выселенных в Османскую империю. Первым исполнителем большинства симфонических произведений Даурова был дирижёр Б. Х. Темирканов.
Исследования национального фольклора обобщил в исследовании «Музыкальная культура народов Карачаево-Черкесии» (Черкесск, Карачаево-Черкесское отделение Ставропольского книжного издательства, 1974).
С 1988 г. Дауров возглавлял Ставропольское краевое отделение Союза композиторов РСФСР. Организатор (1992) и с 1993 г. до конца жизни председатель Карачаево-Черкесского отделения Союза композиторов России.
Одна из мелодий кантаты «Карачаево-Черкесия моя» стала основой Государственного гимна Карачаево-Черкесской Республики (утверждён 9 апреля 1998; автор слов Ю. Ш. Созаруков). Дауров также автор музыки гимна Международной черкесской ассоциации (учреждена в 1991 в Нальчике).
В последние годы жил в Нальчике, внёс значительный вклад в музыкальную культуру Кабардино-Балкарии; создатель и художественный руководитель женского вокально-инструментального ансамбля «Даханаго». Одно из последних крупных сочинений – симфоническая картина «Горы и люди» на тексты Кайсына Кулиева (1996).
Премия Ленинского комсомола Ставрополья (1973). Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки (1991). Государственная премия Карачаево-Черкесской Республики имени Умара Алиева (1998).
Имя А. А. Даурова присвоено Карачаево-Черкесскому государственному колледжу культуры и искусств (2004), рядом с которым в 2005 г. установлен памятник (скульптор Х. А. Кемрюгов). В Черкесске открыт мемориальный музей А. А. Даурова.