Чистович Илларион Алексеевич
Чисто́вич Илларио́н Алексе́евич (Иларион Алексеевич Чистович) [18(30).10.1828, Малоярославец – 3(15).11.1893, Санкт-Петербург], российский историк, церковный и государственный деятель, тайный советник (1882), член-корреспондент Петербургской академии наук (1874). Из духовного сословия, потомственный дворянин (1869). Сын Алексея Ивановича Чистякова (около 1799 – 1856), диакона Казанского собора г. Малоярославец (1823–1848), и его жены Екатерины Васильевны, урождённой Ветвинской (около 1800 – 1876). Брат Я. А. Чистовича. Дядя Н. Я. Чистовича. Окончил Боровское уездное духовное училище (1842), Калужскую духовную семинарию (1847), Санкт-Петербургскую духовную академию (СПбДА; 1851, 2-м по списку, со степенью магистра).
Биография
Во время обучения в СПбДА познакомился и подружился с будущим известным богословом архиепископом Никанором (Бровковичем). По окончании обучения оставлен в СПбДА преподавателем на кафедре русской церковной и гражданской истории (1851–1853), затем по собственному желанию переведён на кафедру философии, где в 1853–1873 гг. читал курсы психологии, философии, истории философии. Бакалавр (1851–1856), экстраординарный профессор (1856–1859), ординарный профессор (1859–1873). В преподавательской деятельности демонстрировал высокий профессионализм, пользовался уважением и любовью студентов. Одновременно с преподавательской деятельностью исполнял административные обязанности: помощник инспектора академии (1851–1857), помощник секретаря Академического правления (1852–1854), помощник ректора по богословскому отделению (1869–1873).
Магистр богословия (1851, утверждён в степени в 1852), доктор богословия (1871).
Преподаватель психологии, логики и истории философии в Императорском училище правоведения (1866–1882).
Член Комитета для исторического и статистического описания Санкт-Петербургской епархии (1854 – не ранее 1859), секретарь Духовного цензурного комитета Санкт-Петербургского епархиального управления (1857–1863). Сотрудник Государственной канцелярии (1863–1883), где занимался разбором архива Канцелярии и Государственного совета. Одновременно входил в состав высочайше утверждённой Комиссии для разбора и описания дел Синодального архива (1866–1893), Учебного комитета при Синоде (1867–1893), Временного комитета по преобразованию духовных академий (1868–1869), Комиссии для пересмотра действующих правил о духовной цензуре (1870–1871).
В 1873 г. оставил преподавание в СПбДА и окончательно перешёл на государственную службу. Глава Канцелярии по делам греко-униатского исповедания Министерства народного просвещения (1873–1874), чиновник особых поручений Министерства внутренних дел (1874–1875). Вице-директор канцелярии обер-прокурора Синода (1875–1888), управляющий Контролем при Синоде (1888–1893). Совершал частые командировки для ревизий духовно-учебных заведений и духовных консисторий. Член Высочайше утверждённой при Министерстве иностранных дел комиссии для обсуждения вопросов воспитания в России славянских уроженцев (1881). Член Совета министра народного просвещения (1883–1893).
В 1874 г. избран членом-корреспондентом Петербургской академии наук по отделению русского языка и словесности, участвовал в рассмотрении сочинений соискателей Уваровской и Макариевской премий.
Член-соревнователь (1854) и действительный член (1872) Общества истории и древностей российских при Московском университете, действительный член Императорского Археологического общества (1860), почётный член Санкт-Петербургской (1881) и Казанской (1889) духовных академий, Свято-Богородицкого Холмского братства (1886). Член Попечительства о бедных воспитанниках Холмской духовной семинарии (1892).
Научные труды
Крупный специалист по истории Русской православной церкви (главным образом в Синодальный период), истории философских учений и опытной психологии.
В процессе работы в Санкт-Петербургском епархиальном историко-статистическом кабинете, на основе материалов епархиального архива и архива СПбДА подготовил монографии «История Православной Церкви в Финляндии и Эстляндии, принадлежащих к Санкт-Петербургской епархии» (1856) и «История Санкт-Петербургской духовной академии» (1857, труд удостоен половинной Демидовской премии в 1858). В первой работе подробно описал историю христианства в Великом княжестве Финляндском и Эстляндии с древнейших времён до середины 19 в. и дал развёрнутую характеристику местной церковной жизни. Вторая работа является фундаментальным и первым в своём роде исследованием, в ней детально излагается история СПбДА в целом и каждой из её кафедр, приводятся биографические сведения о преподавателях и студентах. На склоне лет написал продолжение данной работы – «Санкт-Петербургская духовная академия за последние 30 лет (1858–1888 гг.)».
В 1861 г., после того как книги учёного были представлены императрице Марии Александровне, получил допуск к архиву Тайной канцелярии и Кабинета Петра Великого. На основе работы в них подготовил масштабный исторический труд – «Феофан Прокопович и его время» (удостоен половинной Демидовской премии в 1865 и малой Уваровской премии в 1867), который до сих пор остаётся наиболее подробной биографией знаменитого церковного деятеля.
В области философских изысканий наиболее значимой работой учёного является учебник «Курс опытной психологии» (1868), принятый в качестве обязательного пособия в духовных семинариях (удостоена Синодом полной Макариевской премии в 1869). В данной работе сблизил богословские и философские понятия в области антропологии и переосмыслил труды немецких философов-идеалистов в православном ключе.
В докторской диссертации «Древнегреческий мир и христианство в отношении к вопросу о бессмертии и будущей жизни человека» (1871) сформулировал доказательства превосходства христианского учения о бессмертии человека над аналогичными учениями греческих философов, показывая позицию христианства в этом вопросе более глубокой и полной.
Появление монографии «История перевода Библии на русский язык» (1873) было связано с проходившей в то время работой над Синодальным переводом Библии, в которой активно участвовали специалисты СПбДА. Автор детально описал предысторию русского перевода Священного Писания, подробно рассказав о деятельности Российского Библейского общества, а также изложил предысторию и современное состояние Синодального перевода.
Созданию И. А. Чистовичем работ «Очерк истории западно-русской церкви» (в 2 частях, 1882–1884), «Пятидесятилетие (1839–1889) воссоединения с православной церковью западно-русских униатов: обзор событий воссоединения в царствование императора Николая I» (1889), «Руководящие деятели духовного просвещения в России в первой половине текущего столетия» (1894, издана посмертно) способствовала его работа в Канцелярии по делам греко-униатского исповедания, командировки в Царство Польское, участие в ревизиях духовно-учебных заведений.
Труды учёного отличаются фундаментальным подходом к исследуемой теме, тщательным изучением документальных данных, обилием биографического материала. Исторические сочинения в значительной степени основаны на архивных первоисточниках (многие из которых ныне утрачены) и представляют собой несомненную ценность для исследователей, хотя подчас носили в первую очередь описательный характер, т. к. историк зачастую избегал критического анализа излагаемых событий. Важным достоинством его сочинений является их простой и доступный язык, стремление к которому учёный называл одним из своих приоритетов.
Умер от болезни почек.
Награждён орденами Святого Станислава 1-й степени (1871), Святой Анны 1-й степени (1874), Святого Владимира 2-й степени (1878), Белого Орла (1889). В 1884 г. удостоен черногорского ордена князя Даниила 1-й степени (за участие в судьбе черногорцев, обучающихся в российских духовно-учебных заведениях).
Был дважды женат: 1-м браком (с 1859) на Ольге Васильевне, урождённой Бажановой [28.9(10.10).1839–17(29).1.1876], дочери духовника императорской семьи протопресвитера В. Б. Бажанова (1800–1883); 2-м браком [с 16(28) апреля 1882] – на Елизавете Александровне Коноваловой, урождённой Гурьевой [около 1843 – 8(20).1.1884], вдове ветеринара Хреновского конного завода.
Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры.
Внук И. А. Чистовича – Илларион Михайлович Ставский (1889–1927), полковник, деятель Белого движения, герой очерка А. И. Куприна «Полковник Ставский».