Черёмухин Алексей Михайлович
Черёмухин Алексе́й Миха́йлович [17(29).5.1895, Москва – 19.8.1958, Паланга Литовской ССР, ныне Литва], боевой лётчик-истребитель в Первой Мировой войне 1914–1918 гг., советский и российский учёный и инженер в области самолётостроения, доктор технических наук (1937), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1947).
В 1914 г. окончил с золотой медалью 5-ю Московскую гимназию, поступил в Санкт-Петербургский политехнический институт на механический факультет. После начала 1-й мировой войны Черёмухин поступил вольноопределяющимся в действующую армию. В 1915 г. направлен в школу авиации Императорского московского общества воздухоплавания, в 1916 г. удостоен звания «военный лётчик». Всего до конца войны им было выполнено 140 боевых вылетов, связанных с разведкой, корректировкой огня и истребительным прикрытием.
За мужество и отвагу был награждён орденом Святого Владимира IV степени с мечами и бантом, тремя орденами Святой Анны (II степени с мечами, III степени с мечами и бантом, IV степени с надписью «За храбрость»), двумя орденами Святого Станислава (II степени с мечами и бантом и III степени с мечами и бантом), а также высшим боевым орденом Франции «Военным крестом» («Croix de guerre»).
В 1917–1918 гг. инструктор Качинской авиашколы в Севастополе. После расформирования авиашколы вернулся в марте 1918 г. в Москву, принял участие в организации и первых проектах Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) и поступил в Московское высшее техническое училище (МВТУ), которое окончил в 1922 г. Наряду с учёбой работал с 1920 г. лётчиком-экспериментатором, занимался проектированием аэродинамических труб Т-1 и Т-2. Принимал участие в конструировании и испытаниях в ЦАГИ первых советских самолётов (1918–1922), геликоптеров и автожиров ЦАГИ 1-ЭА, 2-ЭА, А-4, А-5, А-6, А-7, А-8 и вертолётов ЦАГИ 3-ЭА, 5-ЭА (1927–1935).
В 1938 г. необоснованно обвинён во вредительстве и шпионаже и арестован, работал в 1938–1941 гг. начальником бригады прочности в ЦКБ-29 НКВД СССР (т. н. туполевской шараге), участвовал в создании фронтового бомбардировщика Ту-2. С июля 1941 г., когда был досрочно освобождён от дальнейшего отбытия наказания со снятием судимости и до конца жизни работал в ОКБ А. Н. Туполева. Внёс большой вклад в работу над самолётом Ту-4. Один из авторов новых послевоенных норм прочности, позволивших создать скоростные реактивные самолёты. Много занимался конструкцией и прочностными характеристиками стреловидных крыльев большого удлинения. Именно эти работы позволили спроектировать и построить крылья самолётов Ту-95 и М-4. На основании разработанных Черёмухиным методов моделирования детально исследованы нагрузки на элементы конструкций околозвуковых и сверхзвуковых самолётов, найдены наиболее рациональные технологические методы изготовления этих элементов. Все эти наработки были использованы в ОКБ при проектировании самолётов Ту-16, Ту-95, Ту-98 и Ту-22 и реактивных пассажирских самолётов Ту-104, Ту-114, Ту-124, Ту-134. Черёмухину принадлежит техническое обоснование идеи подобно-масштабного перехода от компоновки и конструкции среднемагистрального Ту-104 к ближнемагистральному Ту-124. Руководил подразделениями расчёта самолётов на прочность, в 1953–1958 гг. работал заместителем главного конструктора ОКБ А. Н. Туполева. Полностью реабилитирован определением Военной коллегии Верховного суда СССР в 1955 г.
Преподавал (профессор с 1934) в МВТУ (1923–1929), Военно-воздушной инженерной академии РККА имени профессора Н. Е. Жуковского (1925–1932) и Московском авиационном институте (МАИ, с 1935 МАИ имени Серго Орджоникидзе; в 1930–1937 и 1943–1948 заведовал кафедрой «Строительная механика и расчёт самолётов на прочность»).
Лауреат Ленинской премии (1957), двух Сталинских премий 1-й степени (1951, 1952). Награждён тремя орденами Ленина (1947, 1949, 1957), двумя орденами Трудового Красного Знамени (1943, 1945), орденом Красной Звезды (1933), медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.