Булдаков Алексей Иванович
Булдако́в Алексе́й Ива́нович (26.3.1951, село Макаровка Ключевского района Алтайского края – 3.4.2019, Улан-Батор, похоронен на Троекуровском кладбище в Москве), российский актёр, народный артист РФ (2009).
Родился в многодетной семье шофёра и доярки. Занимался боксом, классической борьбой, авиамоделированием. В 1969 г. окончил театральную студию при Павлодарском театре драмы имени А. П. Чехова и был принят в труппу театра. После прохождения воинской службы с 1971 г. в театрах Павлодара, Томска. Актёр Карагандинского русского драматического театра имени К. С. Станиславского (1976–1982), Рязанского театра драмы (1982–1985), Театра-студии при киностудии «Беларусьфильм» (1985–1992). С 1993 г. в Москве. Играл во МХАТе имени М. Горького (Сатин – «На дне» М. Горького, Курослепов – «Горячее сердце» А. Н. Островского).
В кино дебютировал в 1982 г. в военной драме «Сквозь огонь» (главная роль партизана-разведчика Савелия) и в производственной киноповести «Родился я в Сибири…». Последовали многочисленные приглашения – в основном на главные и центральные роли, но в третьеразрядные фильмы: Семён Иванович Дежнёв («Семён Дежнёв», 1983), Костя Голубицкий («Восемь дней надежды», 1984), Фёдоров (телефильм «В лесах под Ковелем», 1984), старшина Толстых («В двух шагах от "Рая"», 1984), Максимыч («Ради нескольких строчек», 1985), Павел Зузенок («Вот моя деревня…», 1985), Дмитрий Шипов («Пароль знали двое», 1985), Сергей Рябинин («Тихое следствие», 1986), Воробьёв (телефильм «Покушение на ГОЭЛРО», 1986), парторг (телефильм «Личный интерес», 1986), Артём («Хотите – любите, хотите – нет…», 1987) и др. Персонаж Булдакова – разбитной и самоуверенный провинциальный «мачо», воображающий себя хозяином жизни, и хоть порою проигрывающий судьбе, но хваткий и неунывающий. Своеобразная манера актёра произносить текст «на публику» и как будто в одной интонации разделила профессиональную аудиторию в оценке его работ на два лагеря: одни считали, что Булдаков непрофессионал, другие ценили в нём харизму, внутреннюю силу и социальную точность. Он умел «держать центр», «стержень» лент, в которых снимался, и, при зачастую слабой драматургии этих фильмов, запоминались только герои Булдакова.
Актёр проявил себя и в более значительных картинах. Ментальным «попаданием в десятку» стал его солдат, умеющий варить кашу из топора, в ироническом лубке «Небывальщина» (1983). Среди лучших ролей: передовик, вставший на путь криминала («Ожог», 1988), бригадир таёжной стройки (телефильм «За всё заплачено», 1988), крестьянин Иван Бачурин («Кому на Руси жить…», 1989). Многие герои Булдакова так или иначе связаны с криминалом. Его любимый персонаж, советский «жиган», считает себя свободнее всех. Но тюрьма настигнет его неизбежно – то на 30 суток (телефильм «Группа риска», 1991), то навсегда (телефильм «Белые одежды», 1992), то превратит в главного охранника («Караул», 1989).
Основной жанр, в котором работал актёр, – киноповесть, многофигурная реалистическая сага. Его стойкий русский «солдат» продолжал варить свою «кашу из топора», только это всё реже удавалось – реальность лихих девяностых постепенно вытесняла этого социального героя на обочину.
Широкую известность и всенародную любовь Булдакову принёс ставший хрестоматийным гротесковый образ генерала Михалыча в культовой комедийной ленте «Особенности национальной охоты» (1995; Российская национальная кинематографическая премия «Ника» в номинации «Лучшая мужская роль», 1996; см. фрагмент фильма: «Особенности национальной охоты» / Режиссёр Александр Рогожкин. 1995 // Госфильмофонд России). Актёр рисковал оказаться заложником удачной роли, постоянно тиражируя её в продолжениях фильма, клипах, рекламе, видео-скетчах и т. д. По популярности с этим персонажем Булдакова мог сравниться только его герой из клипа Л. А. Долиной «Погода в доме» (1997).
В криминально-коммерческом жанре с конца 1990-х гг. Булдаков исполнял роли бандитов разного ранга («Дела Лоховского», 1997; «Что сказал покойник», 1999; «Досье детектива Дубровского», 1999; «Герой её романа», 2001; «Племянник, или Русский бизнес – 2», 2002; «Человек с бульвара капуцинок», 2009; «Топтуны», 2012, и др.), но чаще – высокопоставленных военных или новых русских («Юбилей прокурора», 2003; «Если завтра в поход» и «Жизнь кувырком», 2004; «Медведь», 2005; «Парк советского периода» и «Театральный капкан», 2006, и др.). В постсоветской реальности герой Булдакова отнюдь не пропал, а встал на ноги, сколотил капитал и почувствовал себя куда увереннее, чем раньше. И в этом тоже проявилась социальная чуткость и понимание логики развития образа, который актёр разрабатывал на экране.
Среди других кино- и телефильмов: «Единожды солгав» и «Моонзунд» (1987), «Мать» (1989), «Сын за отца» и «Я – русский солдат» (1995), «Возвращение броненосца» (1996), «Блокпост» и «На бойком месте» (1998), «Детектив по-русски» (2003), «Волчица» (2006), «Приключения солдата Ивана Чонкина» (2007), «Гитлер капут!» (2008), «Утомлённые солнцем 2: Предстояние» (2010), «Москва. Три вокзала» (2010–2014), «Душа шпиона» (2014), «Eins, Zwei, Drei» (2016–2018).
Как исполнитель песен записал диски «Особенности национальной…» и «Обнимаю всех» (1999), «Актёр и песня» и «Особенности национального шансона» (2001), «Старое танго» (2011).
Благодарность Президента РФ «за большие заслуги в развитии отечественной культуры и многолетнюю творческую деятельность» (2011).
Почётный гражданин городского округа Краснознаменск Московской области (2013).