Бесстыковой путь
Бесстыково́й путь, участок железнодорожного пути, на котором длинные сварные рельсовые плети чередуются с короткими стандартными рельсами. Бесстыковой путь – температурно-напряжённая конструкция, рассчитанная на воздействие значительных, по сравнению с обычным железнодорожным путём, напряжений (до 125–150 МН/м2), которые возникают в рельсах при колебаниях температуры воздуха. При движении подвижного состава по бесстыковому пути сопротивление сдвигу (угон пути) преодолевается в сварных стыках и компенсируется на концевых уравнительных участках. На российских железных дорогах обычно укладывают плети длиной 550–800 м, между которыми размещают 2–4 пары уравнительных рельсов по 12,5 м. Новый бесстыковой путь, укладываемый при реконструкции или капитальном ремонте, в зависимости от местных условий может достигать 2–4 км. По сравнению с обычным железнодорожным путём на бесстыковом пути уменьшаются объёмы путевых работ. Для его прокладки требуется меньше металлоёмких рельсовых скреплений. Бесстыковой путь имеет минимальное число стыков, являющихся наиболее слабыми и напряжёнными местами пути, что снижает удельное сопротивление движению, ведёт к уменьшению износа колёс, сокращает расходы на топливо и электроэнергию, увеличивает срок его эксплуатации. На бесстыковом пути снижается уровень шума (до 15 дБ), повышается комфортабельность езды пассажиров. В России первый бесстыковой путь, разработанный инженером М. С. Бочёнковым (1930), был уложен в 1949 г. К началу 2003 г. длина бесстыкового пути превысила 50 тыс. км (около 40 % главных железнодорожных путей). Бесстыковой путь применяется на железных дорогах большинства развитых стран; особенно эффективна укладка бесстыкового пути с железобетонными шпалами на высокоскоростных линиях.