Беляков Ростислав Аполлосович
Беляко́в Ростисла́в Аполло́сович (4.3.1919, Муром Владимирской губернии – 28.2.2014, Москва), советский и российский авиаконструктор, доктор технических наук (1973), дважды Герой Социалистического Труда (1971, 1982). Действительный член Академии наук СССР (1981; с 1992 РАН).
Родился в семье бухгалтера и крестьянки. В 1936 г. окончил среднюю школу в Москве. В молодости занимался лыжным спортом. Трёхкратный чемпион СССР по горнолыжному спорту (1940, 1944, 1945; скоростной спуск), рекордсмен СССР по прыжкам на лыжах с трамплина.
После окончания в 1941 г. Московского авиационного института имени Серго Орджоникидзе (МАИ) получил квалификацию инженера-механика по самолётостроению и направление на авиазавод № 1 имени Авиахима, в Особый конструкторский отдел главного конструктора А. И. Микояна.
Начал работать конструктором в отделе вооружения, затем его перевели в бригаду шасси и управления и поручили разработку средств механизации крыла. После организации в марте 1942 г. самостоятельного опытного завода № 155 [Опытное конструкторское бюро (ОКБ) – 155] во главе с А. И. Микояном, переведён на это предприятие – на должность инженера-конструктора 2-й категории. С 1943 г. работал на различных инженерно-конструкторских и руководящих должностях в конструкторских подразделениях, занятых разработкой вооружения, шасси, управления и общих видов самолётов. Потом занимал должности, связанные с организацией производства самолётов. В 1952 г. назначен ведущим конструктором – начальником бригады, затем (1957) заместителем главного конструктора опытного завода № 155.
В новом качестве решал проблемы, связанные с созданием надёжных систем управления современных сверхзвуковых истребителей. По его инициативе и под его непосредственным руководством создан лабораторный комплекс по исследованию и предполётным ресурсным испытаниям систем управления. Кроме того, им была организована широкая стендовая и лабораторная отработка этих систем в условиях серийного завода, что позволило значительно повысить надёжность и безаварийность эксплуатации самолётов. В 1962 г. назначен 1-м заместителем генерального конструктора. С 1969 г. в связи с тяжёлой болезнью Микояна исполнял обязанности генерального конструктора ОКБ-155.
Совет Министров СССР постановлением от 5 марта 1971 г. утвердил Белякова в должности генерального конструктора завода (занимал эту должность до 1997). После реорганизации Авиационного научно-промышленного комплекса (АНПК) «МиГ» имени А. И. Микояна и Московского авиационного производственного объединения (МАПО) в Московское авиационное производственное объединение «МиГ» (МАПО «МиГ») возглавил это объединение в качестве генерального конструктора (1995–1997). В сентябре 1997 г. переведён по состоянию здоровья на должность советника генерального конструктора АНПК «МиГ» имени А. И. Микояна, работал председателем Научно-технического совета комплекса.
Беляков внёс фундаментальный вклад в развитие ряда научных направлений, связанных с проектированием самолётов и их систем, конструкций сверхзвуковых самолётов с изменяемой в полёте стреловидностью крыла; повышением их манёвренности; созданием для них бортовых систем управления. Под руководством Белякова созданы новые типы конструкций самолётов, в том числе крупноразмерные сварные узлы и детали из стали, алюминиево-литиевых сплавов и композиционных материалов; получили дальнейшее развитие исследования в области газодинамики, авионики, авиационного вооружения; решены вопросы дистанционного управления самолётом и силовой установкой, автоматизации процессов контроля параметров систем самолёта, внедрены современные способы тренировки и подготовки лётного состава.
Руководил созданием отечественных боевых самолётов: модификации МиГ-21 и МиГ-23, истребителя-бомбардировщика МиГ-27, фронтового истребителя МиГ-29 (1977), многоцелевого лёгкого истребителя МиГ-29М, палубного МиГ-29К, тяжёлых истребителей-перехватчиков МиГ-31 и МиГ-31М; малогабаритных автопилотов КАП-2 и КАП-3, выпуск которых освоен в серийном производстве. Участвовал в проектных работах по созданию грузопассажирского самолёта МиГ-110.
Наряду с этим было создано несколько принципиально новых экспериментальных самолётов, в том числе опытно-экспериментальный многофункциональный истребитель 5-го поколения. Разработанные под руководством Белякова самолёты обладали высокими лётно-техническими характеристиками, боевой эффективностью и были приняты на вооружение отечественных ВВС и авиации ПВО, а также поставлялись более чем в 50 зарубежных государств.
Беляков избирался делегатом XXV съезда КПСС (1976), депутатом Верховного Совета СССР 9–11-го созывов (1974–1989). Лауреат Ленинской премии (1972), Сталинской премии 1-й степени (1951), Государственной премии СССР (1988). Награждён четырьмя орденами Ленина (1966, 1971, 1974, 1982), орденом Октябрьской Революции (1979), орденом Отечественной войны 2-й степени, орденом Трудового Красного Знамени (1957), орденом Красной Звезды (1945), орденом «Знак Почёта» (1945), орденом «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени (1999), Золотой медалью имени А. Н. Туполева АН СССР (1987) за выдающиеся работы в области авиационной науки и техники, другими медалями и знаком отличия «За заслуги перед Москвой» (2009).
Являлся почётным профессором Московского авиационного института и Пекинского университета (Китай), почётным членом Королевского общества аэронавтики (Великобритания), почётным президентом Российской академии авиации и воздухоплавания.
Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. В г. Муром (Владимирская область) установлен его бронзовый бюст. Имя Р. А. Белякова выбито золотыми буквами на стене Зала славы Авиакосмического музея США.