Авионика
Авио́ника (от авиация и электроника), комплекс электронных бортовых устройств, устанавливаемый на летательном аппарате (ЛА) – самолёте, вертолёте и др., формирующий для экипажа и автопилота информацию, необходимую для управления полётом и обеспечения его безопасности. Термин «авионика» появился в начале 1970-х гг., когда с развитием электронной техники и появлением бортовых цифровых вычислительных машин (БЦВМ) и бортовых вычислительных комплексов стало возможным размещать принципиально новые автоматизированные системы на ЛА, обеспечивающие его управление как в военной, так и в гражданской авиации. Это прежде всего системы связи, навигации, индикации, управления полётом, предупреждения столкновений, метеонаблюдения, регистрации параметров полёта, включая средства объективного контроля (бортовой накопитель). Для военных самолётов это также и системы управления вооружением, включающие радиолокационные станции (радары), акустические системы (сонары), электронно-оптические средства обнаружения целей, средства адиоэлектронной борьбы. В комплекс авиационных средств поиска и обнаружения подводных лодок включается гидроакустическая, магнитометрическая и ИК-аппаратура. На авиационных комплексах радиолокационного дозора и наведения устанавливается специальный приёмо-передающий центр для обмена информацией с автоматизированной системой управления вооружённых сил. Воздушные пункты управления (ВзПУ) оснащаются специальными средствами связи и автоматизации процессов управления. Бортовые вычислительные комплексы ВзПУ включают десятки высокопроизводительных БЦВМ, обеспечивающих автоматизированную связь и управление войсками всех видов вооружённых сил.
Современные летательные аппараты не могут выполнять поставленные задачи без использования электронных технических средств. Стоимость систем авионики составляет бóльшую часть общей стоимости летательного аппарата и достигает, например, для военных самолётов 5-го поколения около 80 % от общей стоимости самолёта. Системы управления полётом и пилотажно-навигационные комплексы стали неотъемлемой частью гражданской авиации.
Дальнейшее развитие авионики связано с научно-техническими достижениями в электронике и постоянно растущими требованиями к авиационной технике и направлено на решение проблемы передачи интеллектуальных функций человека электронно-вычислительным системам с переходом от автоматизированных к полностью автоматическим системам, к электронным системам робототехники.