Беккер Юрген
Бе́ккер Ю́рген (Jürgen Becker) (род. 10.7.1932, Кёльн), немецкий писатель.
Детские годы провёл в Дельбрюке, северо-восточном пригороде Кёльна. В 1939 г. семья перебралась в Эрфурт. Вскоре после развода мать покончила жизнь самоубийством. В 1947 г. Беккер с новой семьёй отца вернулся в Западную Германию, в 1953 г. окончил классическую гимназию в Кёльне. В 1953–1954 гг. изучал театроведение, историю искусств и германистику в Кёльнском университете, но прекратил обучение после трёх семестров. В 1954–1959 гг. работал помощником по рекламе, журналистом, делопроизводителем. В 1959–1964 гг. был сотрудником телерадиокомпании Westdeutscher Rundfunk («Западнонемецкое вещание»), в 1964–1966 гг. – редактором в Rowohlt Verlag в Гамбурге.
Первая литературная публикация – созданная совместно с В. Фостелем экспериментальная книга «Фазы: тексты и типограммы» («Phasen. Texte und Typogramme», 1960). В 1965 г. вместе с Фостелем опубликовал книгу о художественных экспериментах авангарда «Хэппенинг. Флуксус. Поп арт. Новый реализм» («Happenings. Fluxus. Pop Art. Nouveau Realisme»).
Вошёл в литературу в середине 1960-х – начале 1970-х гг. с книгами прозы «Поля» («Felder», 1964), «Окраины» («Ränder», 1968) и «Окрестности» («Umgebungen», 1970), закрепившими за Беккером репутацию автора экспериментальной литературы. Развил собственную технику повествования, стирающую границы между поэзией и прозой. С 1960 г. Беккер был участником «Группы 47», литературную премию которой получил на последнем регулярном собрании группы в 1967 г.
Беккер экспериментировал с литературной формой, работал с визуальными средствами выражения. В издании «Окна и голоса» («Fenster und Stimmen», 1982) стихи Беккера сопровождаются коллажами жены писателя, художницы Р. Боне (род. 1932).
В 1970–1980-е гг. в творчестве Беккера преобладает поэзия, в которой ведущую роль играет пейзажная лирика. Стихи Беккера данного периода – сборники «Конец пейзажной живописи» («Das Ende der Landschaftsmalerei», 1974) и «В оставшееся время» («In der verbleibenden Zeit», 1979), стихи-воспоминания о детстве «Фокстрот на стадионе в Эрфурте» («Foxtrott im Erfurter Stadion», 1993) – отличают ассоциативность, позволяющая соединять воображение и реальность, и точность словоупотребления, исключающая множественные интерпретации.
Сохраняя интерес к театральной деятельности, Беккер в 1973 г. стал руководителем театрального отдела издательства Suhrkamp Verlag. В 1974–1994 гг. возглавлял отдел радиоспектаклей в кёльнском отделении радио Deutschlandfunk («Вещание Германии»).
Основной темой творчества Беккера стало разделение и воссоединение Германии: поэтический сборник «Стихотворения о воссоединённой природе» («Gedichte von der wiedervereinigten Landschaft», 1988) и автобиографический роман «Из истории расставаний» («Aus der Geschichte der Trennungen», 1999), в котором воссоздана личная история писателя, отражающая в себе опыт разделённой Германии. Текст романа изобилует пейзажными зарисовками, описаниями фауны, немецких дорог и транспортных средств (от автомобилей до самолётов). Некоторые фрагменты представляют собой искусствоведческие эссе, посвящённые в том числе немецкой архитектуре. Всё это делает роман похожим на своеобразный путеводитель по Германии разных исторических периодов.
Премия Георга Бюхнера (2014).