Беда Леонид Игнатьевич
Беда́ Леони́д Игна́тьевич (16.8.1920, село Новопокровка Рясской волости Петропавловского уезда Омской губернии, ныне Узункольский район, Костанайская область, Казахстан – 26.12.1976, близ города Ивацевичи Брестской области, БССР, ныне Республика Беларусь), советский военный лётчик, дважды Герой Советского Союза (1944, 1945), генерал-лейтенант авиации (1972), заслуженный военный лётчик СССР (1971), почётный железнодорожник (1944).
С 1935 г. жил в посёлке Урицкий (ныне посёлок Сарыколь Костанайской области Казахстана), работал культармейцем (1936–1937) Урицкого районного отдела народного образования. В 1940 г. окончил физико-математическое отделение Уральского педагогического института имени А. С. Пушкина (г. Уральск, Казахская ССР, ныне Западно-Казахстанский университет имени М. Утемисова) и Уральский аэроклуб (в Казахской ССР).
В августе 1940 г. поступил и в 1942 г. окончил 1-ю Чкаловскую военно-авиационную школу пилотов имени К. Е. Ворошилова (ныне г. Оренбург).
Участник Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. В 1942 г. лётчик 568-го штурмового авиационного полка, затем с августа 1942 по май 1945 гг. лётчик, старший лётчик, заместитель командира и командир авиаэскадрильи, помощник командира 505-го (с марта 1943 – 75-го гвардейского) штурмового авиационного полка по воздушно-стрелковой службе.
Воевал на Сталинградском (август 1942 – январь 1943), Южном (январь – октябрь 1943), 4-м Украинском (октябрь 1943 – май 1944) и 3-м Белорусском (июнь 1944 – май 1945) фронтах.
Участвовал в Сталинградской битве, Миусской, Донбасской, Мелитопольской, Никопольско-Криворожской, Крымской, Витебско-Оршанской, Минской, Вильнюсской, Каунасской, Мемельской, Восточно-Прусской, Кёнигсбергской и Земландской операциях.
Большинство боевых вылетов выполнил с воздушным стрелком гвардии старшиной С. Т. Романовым, который совершил 191 боевой вылет на штурмовике Ил-2 и стал полным кавалером ордена Славы.
7 апреля 1944 г. самолёт Ил-2 Беды был сбит огнём вражеской зенитной артиллерии и совершил вынужденную посадку во вражеском тылу. Выручил однополчанин, гвардии младший лейтенант А. А. Береснев, который приземлил свой штурмовик Ил-2 неподалёку, невзирая на вражеский стрелковый огонь с земли. На глазах у ошеломлённых солдат противника, Беда втиснулся в кабину стрелка, а Романов втиснул голову и плечи в смотровой люк по левому борту и уцепился за выступающие внутренние части фюзеляжа, после чего самолёт Береснева взлетел и вскоре благополучно приземлился на своём аэродроме.
За время войны совершил около 215 боевых вылетов на штурмовике Ил-2 для нанесения бомбово-штурмовых ударов по живой силе и технике противника.
После войны до октября 1945 г. продолжал службу в ВВС помощником командира 75-го гвардейского штурмового авиационного полка по воздушно-стрелковой службе (г. Растенбург, Германия, ныне г. Кентшин Варминско-Мазурского воеводства, Польша). Летал на штурмовике Ил-2.
В декабре 1945 г. окончил Курсы начальников воздушно-стрелковой службы авиаполков при Липецкой высшей офицерской лётно-тактической школе ВВС. В декабре 1945 – августе 1946 гг. помощник командира полка по воздушно-стрелковой службе и командир авиаэскадрильи 75-го гвардейского штурмового авиационного полка в Белорусском военном округе (Барановичская область БССР, ныне Брестская область, Республика Беларусь). Летал на штурмовике Ил-10.
В 1950 г. окончил Военно-воздушную инженерную академию имени профессора Н. Е. Жуковского с золотой медалью. В июне 1950 – марте 1954 гг. командир 905-го штурмового авиационного полка в Туркестанском военном округе (г. Сталинабад, ныне Душанбе, Таджикистан). Летал на штурмовике Ил-10. В марте 1954 – ноябре 1955 гг. заместитель командира 333-й штурмовой авиационной дивизии по лётной подготовке в Туркестанском военном округе.
В 1957 г. окончил Высшую военную академию имени К. Е. Ворошилова (ныне Военная академия Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации).
В феврале 1958 – октябре 1960 гг. командир 172-й авиационной дивизии истребителей-бомбардировщиков в Северной группе войск (г. Легница, Польша). Летал на реактивных истребителях МиГ-15 и МиГ-17, а также на лёгком многоцелевом транспортном самолёте Як-12. В январе 1961 – сентябре 1963 гг. заместитель начальника отдела боевой подготовки и военно-учебных заведений 37-й воздушной армии в Северной группе войск.
В сентябре 1963 – январе 1966 гг. командир 1-й гвардейской авиационной дивизии истребителей-бомбардировщиков в Белорусском военном округе (г. Лида Гродненской области, БССР). Летал на реактивных истребителях МиГ-17, сверхзвуковом истребителе-бомбардировщике Су-7Б и сверхзвуковом учебно-боевом самолёте Су-7У, а также на самолёте Ан-2.
В январе 1966 – декабре 1967 гг. заместитель командующего, в декабре 1967 – июне 1968 гг. заместитель командующего по боевой подготовке, в июне 1968 – феврале 1972 гг. 1-й заместитель командующего, а с февраля 1972 г. командующий 26-й воздушной армией (г. Минск). Летал на военно-транспортном самолёте Ан-26.
Член Центрального комитета Компартии Белоруссии с февраля 1976 г., депутат Верховного Совета Белорусской ССР 5-го и 9-го созывов (1959–1963 и с 1975).
Награждён орденом Ленина (1944), 4 орденами Красного Знамени (август 1943, ноябрь 1943; 1944; 1968), орденом Александра Невского (1944), орденом Отечественной войны 1-й степени (1945), орденом Красной Звезды (1942), медалями, а также орденом «Золотой Крест Заслуги» Польской Народной Республики (1973, Польша), иностранными медалями.
Почётный гражданин городов Костанай (1967, Казахская ССР) и Лида (1967).
Погиб в автомобильной катастрофе. Похоронен в Минске на Восточном кладбище.
Бронзовый бюст установлен на Аллее Героев в г. Костанай. Его имя носят улицы в городах Минск, Лида и Костанай.
В Минске на доме, в котором жил Беда, установлена мемориальная доска в 2008 г.