Багажный вагон
Бага́жный ваго́н, железнодорожный вагон, предназначенный для перевозки крупногабаритного багажа и доставки груза. Багажный вагон включён в состав поезда (локомотива), представляет собой цельнометаллический кузов, узнаваем благодаря одной (или в некоторых случаях двум) раздвижной двери и небольшому количеству окон. Багажный вагон включает в себя ходовую часть, автосцепное устройство, тормозную систему, котельное оборудование с программным управлением, систему электроснабжения и вентиляции. Электроснабжение осуществляется генератором и аккумуляторными батареями. Отопление вагона, как правило, водяное.
Багажные вагоны широко использовались по всему миру во второй половине 19 в. Вагон обычно располагался в самом начале поезда из-за очень большого веса и потому, что в нём находились ценные грузы – от драгоценностей до акций, облигаций, а также денег. В багажных вагонах иногда перевозились гробы, при этом известны случаи, когда стоимость доставки была установлена в 2 раза дороже билета первого класса. В некоторых случаях багажные вагоны служили одновременно железнодорожными почтовыми отделениями, поскольку почта была грузом, который необходимо было доставить как можно быстрее и который приносил железным дорогам высокую прибыль.
Изобретатель Т. Эдисон в раннем возрасте, работая разносчиком газет на железной дороге, проводил свои химические эксперименты в небольшой лаборатории, которую он оборудовал в багажном вагоне поезда. В одном из своих опытов он вызвал химический пожар, в результате чего его лаборатория и багажный вагон загорелись.
Сегодня железнодорожные компании редко используют багажные вагоны, потому что конструкции новых вагонов уже включают багажные отделения, но по всему миру сохранились многочисленные образцы багажных вагонов 1930-х гг.