Горный тоннель
Го́рный тонне́ль, тоннель, предназначенный для преодоления высотного препятствия по трассе автомобильной дороги (автодорожный тоннель), железной дороги (железнодорожный тоннель), инженерных сетей и коммуникаций (коммунальный тоннель) и др. Горные тоннели подразделяют на вершинные (на высоких отметках) и базисные (у подножия горного массива). В плане горные тоннели стремятся расположить на прямой или кривой большого радиуса. В сложных топографических и горно-геологических условиях для быстрого набора высоты внутри горного массива устраивают петлевые и спиральные горные тоннели, располагаемые целиком на кривых малого радиуса. Существуют криволинейные в плане мысовые горные тоннели, сокращающие трассу дороги в обход горного хребта. Горным тоннелям длиной до 200–300 м, как правило, придают односкатный продольный профиль, а более протяжённым – двухскатный с подъёмом к середине тоннеля для лучшего отвода воды. Перед горным тоннелем устраивают выемку глубиной до 15–20 м и возводят портал – несущую конструкцию, обеспечивающую устойчивость откосов выемки, защиту от камнепадов и стекающей с горных склонов воды и архитектурно оформляющую вход в тоннель. В РФ крупнейшие горные тоннели построены на Байкало-Амурской магистрали (Северомуйский железнодорожный – 15,3 км) и на Кавказе (Сурамский железнодорожный – 4 км, Рокский автодорожный – 3,6 км). В мире эксплуатируются многочисленные горные тоннели длиной до 15–20 км; строятся уникальные трансальпийские железнодорожные тоннели (Лёчберг, Сен-Готард, Бреннер) протяжённостью до 57 км.