Авриль Жанна
Аври́ль Жа́нна (Jane Avril; псевдоним; настоящие имя и фамилия Жанна Луиза Бодон, Jeanne Louise Beaudon) (9.6.1868, Париж, квартал Бельвиль – 17.1.1943, Париж; похоронена на кладбище Пер-Лашез), французская танцовщица, артистка эстрады, актриса.
Дочь куртизанки Леонтины Клариссы Бодон (Léontine Clarisse Beaudon), известной как Прекрасная Элиза (La Belle Élise), и итальянского аристократа, маркиза Луиджи Фонтаны, который оставил семью через 2 года после рождения дочери.
До 9 лет воспитывалась у родителей отца, затем вернулась к матери, которая страдала алкоголизмом и склоняла дочь к занятию проституцией и попрошайничеству. В 13 лет сбежала из дома. С декабря 1882 до июня 1884 гг. находилась в больнице «Сальпетриер» (Hôpital de la Salpêtrière), где лечилась от двигательного расстройства (диагноз – пляска святого Витта) под наблюдением доктора Ж.-М. Шарко. Позднее она писала в мемуарах (впервые опубликованы в августе 1933 в газете Paris-Midi – «Парижский полдень»), что исцелилась, впервые выступив перед публикой на больничном бале-маскараде. Единого мнения относительно правильности поставленного диагноза не сложилось, однако резкие, выразительные движения танцев, которыми Жанна прославилась впоследствии, действительно характерны для больных хореей Гентингтона.
Во второй половине 1880-х гг. работала секретарём, наездницей в представлении «Верховая красавица» на парижском ипподроме Альма (Hippodrome de l'Alma), кассиршей на Парижской всемирной выставке (1889). По ночам выступала с хореографическими импровизациями в парижском танцевальном зале «Баль Бюллье» (Bal Bullier), в клубах, кафе и танцевальных залах Монмартра, где познакомилась с поэтом Р. Шерардом (правнуком У. Вордсворта и другом О. Уайльда), который придумал для неё сценический псевдоним «в английском стиле» – Жанна (или Джейн) Авриль.
6 октября 1889 г. выступила с сольным номером на открытии «Мулен Руж». Вскоре стала одной из самых популярных танцовщиц, а после ухода Ла Гулю (1895) – главной звездой этого кабаре. В своих сольных номерах худая и болезненно бледная Жанна приковывала внимание публики необычным выражением лица и изящными, но резкими движениями, зачастую похожими на непроизвольные подёргивания и рывки. Благодаря необычной манере танца артистка получила прозвища: Взрывная (La Mélinite), Странная (L'Étrange), Сумасшедшая Жанна (Jane la Folle). А. Перрюшо писал: «Не мог Лотрек (А. де Тулуз-Лотрек. – Ред.) оторвать глаз и от Жанны Авриль, маленькой, красивой, хрупкой женщины с грустным лицом "падшего ангела", с меланхоличным взглядом и кругами под глазами, которые ещё больше подчеркивали эту меланхоличность. Это была утончённая натура, наделённая каким-то особым аристократизмом: цвет платья и белья у неё всегда был подобран с удивительным вкусом. Она была дружна с писателями, с Арсеном Уссеем и Барресом, последний прозвал ее "Маленькая Встряска". Жанна Авриль танцевала одна, без партнёра, и полностью отдавалась во власть музыки и ритма, с застывшей загадочной улыбкой, "грезя о красоте", вскидывая ноги то в одну сторону, то в другую, почти вертикально, исполняла чёткие па, вкладывая в танец всю свою душу» (Перрюшо. 2013. С. 188).
Благодаря покровительству Ш. Зидлера, импресарио и одного из основателей «Мулен Руж», Жанна Авриль стала известна за пределами Франции, выезжала на гастроли в Лондон (1896) и другие европейские столицы.
В 1890–1900-х гг. выступала в парижских театрах-варьете «Фоли Бержер» (Folies Bergère) и «Парижский сад» (Jardin de Paris), где не только танцевала, но и пела, и исполняла драматические роли. В этот период она была частой гостьей литературных и художественных салонов, дружила с литераторами Ж.-К. Гюисмансом, М. Барресом, А. Алле, художником О. Ренуаром.
Многолетняя дружба связывала её с А. де Тулуз-Лотреком, посвятившим ей ряд картин, графических листов, афиш и плакатов, среди которых: «Жанна Авриль» (картон, масло, 1892, Национальная галерея искусства в Вашингтоне), «Жанна Авриль, выходящая из "Мулен Руж"» (картон, масло, 1892, Уодсворт-Атенеум, Хартфорд, США), «Жанна Авриль» (литография из серии «Кафе-концерт», 1893), «Жанна Авриль танцует» (около 1892, Музей Орсе, Париж), «Жанна Авриль (в "Парижском саду")» (1893, афиша в технике литографии), «Танцующая Жанна Авриль» (живописный эскиз к плакату, 1893, частная коллекция), «Японский диван» (афиша в технике литографии, 1893), «Портрет Жанны Авриль» (бумага, красный мел, 1897, Художественный музей Фогга, Кембридж, США), «Джейн Авриль» (плакат в технике литографии, 1899).
«Танец Жанны Авриль наполнен мыслью – это был язык, которым она объяснялась с миром. Лотрек упивался изящными па, гармоничным сочетанием цветов её костюмов – чёрное, зелёное, фиолетовое, голубое, оранжевое, – она одна из всех танцовщиц "Мулен Руж" выступала не в белых нижних юбках, а в цветных – из шёлка или муслина.
Он без конца писал её, очарованный её своеобразным лицом, сдержанным и потому, как это ни странно, особенно привлекательным, придававшим ей "волнующий" шарм, порочный, как уверяли некоторые, или же, как его остроумно определил Артур Саймонс, – шарм "развращённой девственницы"» (Перрюшо. 2013. С. 205).
Жанну Авриль изображали М. Бье («Жанна Авриль», плакат, 1895), Ф. Клейн («Портрет Жанны Авриль», 1898, театрально-научная коллекция Кёльнского университета, замок Ван, Кёльн), П. Пикассо («В ложе», 1902–1903, частное собрание), Э. Шахин («Жанна Авриль», гравюра сухой иглой, 1907), Э.-А. Бурдель (скульптура «Бюст Жанны Авриль на волне», бисквит, 1898, музей Тулуз-Лотрека в Альби).
В 1911 г. Жанна Авриль вышла замуж за художника Мориса Бье (1872–1926), который усыновил её сына (род. 1897). До смерти Бье жила с семьёй в городке Жуи-ан-Жоза (департамент Ивелин), выступала на благотворительных мероприятиях в пользу солдат, раненных в Первой мировой войне 1914–1918 гг. В августе 1933 г. в газете Paris-Midi («Парижский полдень») были впервые опубликованы её мемуары. В 1935 г., на вечере памяти Тулуз-Лотрека, Жанна Авриль в последний раз танцевала перед публикой – в дуэте с актёром М. Дирли.
Последние годы жила на скромную пенсию, которую выплачивали ей друзья и поклонники. Умерла в доме престарелых, куда была устроена в 1942 г. благодаря помощи С. Гитри.
Образ артистки отражён в фильмах «Мулен Руж» (1952, режиссёр Дж. Хьюстон, в роли Жанны Авриль – Жа Жа Габор), «Мулен Руж!» (2001, режиссёр Б. Лурман; в роли Сатин, прототипом которой послужила Жанна Авриль, – Н. Кидман). Жанна Авриль является одной из героинь «Книги о Бланш и Мари» («Boken om Blanche och Marie») П. У. Энквиста (2004).