Ла Гулю
Ла Гулю́ (La Goulue; настоящие имя и фамилия Луиза Жозефина Вебер, Louise Joséphine Weber) (13.7.1866, Клиши, департамент Сена и Уаза, ныне департамент О-де-Сен – 29.1.1929, Париж), французская танцовщица, артистка цирка.
Родилась в еврейской семье выходцев из Эльзаса; отец – плотник, мать – швея. В детстве стирала бельё, помогая матери, державшей прачечную в пригороде Парижа Гут-д’Ор. Увлекалась танцами.
В 1880-е гг. приобрела известность среди постоянных посетителей парижских танцевальных залов. По рекомендации журналиста Ш. Дестёка брала уроки танцев у хореографа С. Могадор (Céleste Mogador – Élisabeth-Céleste Vénard). Вместе с исполнительницей французской кадрили Г. д’Эгу выступала в ресторане «Мулен де ла Галетт» (Moulin de la galette), кабаре «Элизе Монмартр» (L'Élysée Montmartre), кафе «Клозери де Лила» (La Closerie des Lilas) и др. Её постоянным партнёром по сцене стал Ж. Реноден – сын виноторговца, за уникальную гибкость суставов получивший прозвище Валентин Бескостный (Valentin le Désossé). В 1889–1895 гг. одна из самых популярных и высокооплачиваемых артисток-танцовщиц парижского кабаре «Мулен Руж». В 1893 г. выступала на открытии концертного зала «Олимпия».
Придумала и стала первой исполнительницей знаменитого трюка в финале канкана: быстро вращаясь на одной ноге, вторую в прыжке закидывала за голову и, застыв на мгновение в этом положении, с пронзительным криком падала на шпагат. Именно с такой концовкой танец снискал у публики успех и стал популярен во всём мире.
Ла Гулю обладала яркой артистичностью, непосредственностью, громким голосом, бойкой речью и весьма смелыми, а зачастую вульгарными манерами. Имела привычку без приглашения присаживаться за столики к состоятельным посетителям, выпивать и закусывать за их счёт, за что и получила прозвище Ла Гулю (с франц. – обжора, жадина), на всю жизнь ставшее её артистическим псевдонимом. «В 1890 году заведение почтил своим присутствием британский наследник, будущий король Эдуард VII. Принц Уэльский приехал в Париж по частным делам и решил посмотреть на знаменитую кадриль, о которой говорили уже далеко за границами Франции. По легенде, танцовщица Ла Гулю, исполняя танец, узнала Эдуарда и закричала: "О, Гэльский, с тебя шампанское!"» (цит. по: Королёва. 2019). Во время танца она беззастенчиво демонстрировала кружевные панталоны с вышитым на них красным сердцем, с лёгкостью могла сбить ногой шляпу с головы стоявшего рядом мужчины.
В 1885 г. О. Ренуар ввёл её в круг известных живописцев и фотографов. А. Дельме сделал с ней серию фотоснимков в стиле ню (1885). Одним из поклонников Ла Гулю был А. де Тулуз-Лотрек, посвятивший ей ряд афиш, рекламных плакатов, картин и графических листов: «Кадриль стула Людовика XIII в "Элизе Монмартр"» (1886, частная коллекция), афиша «"Мулен Руж". Ла Гулю» (1891, литография), «Ла Гулю, входящая в "Мулен Руж"» (1892, Музей современного искусства, Нью-Йорк), «В "Мулен Руж" (Променад)» (1891–1892, частная коллекция), «В "Мулен Руж". Ла Гулю с сестрой» (1892, литография), «Ла Гулю перед судом» (1895, литография, Музей современного искусства, Нью-Йорк) и др.
В 1895 г. на пике успеха Ла Гулю покинула «Мулен Руж» из-за беременности и открыла собственный ярмарочный балаган, для которого Тулуз-Лотрек по её просьбе изготовил декоративные панно: «Танцы в "Мулен Руж" (Ла Гулю и Валентен ле Дезосе)» и «Мавританский танец» (оба – 1895, Музей Орсе, Париж). В балагане Ла Гулю демонстрировала восточные танцы живота, участвовала в состязаниях по французской борьбе, выступала как укротительница хищников. В новых образах и жанрах она не имела успеха у публики и вскоре обанкротилась.
10 мая 1900 г. вышла замуж за артиста цирка, фокусника и укротителя Жозеф-Никола Дрокслера (1870–1914). Выступала с ним в цирке. В январе 1904 г., во время представления, хищники, с которыми они выступали (2 пантеры, по другой версии, лев), напали на артистов и нанесли им серьёзные травмы. После трагедии Ла Гулю отказалась от карьеры укротительницы, работала актрисой в парижских театрах «Буфф дю Норд» (Théâtre des Bouffes du Nord) и др., давала частные уроки танца. В начале Первой мировой войны 1914–1918 гг. Дрокслер был призван в армию и в 1914 г. погиб. В 1923 г. в тюрьме скончался её сын Симон-Виктор (1895–1923) – профессиональный карточный игрок.
После череды трагических событий Ла Гулю впала в депрессию, пристрастилась к алкоголю и бедствовала, перебиваясь случайными заработками. М. Мартин, биограф Ла Гулю, рассказывала о последних годах жизни артистки: «Иногда зарабатывала немного денег, рассказывая о своей жизни редким журналистам. Продавала на Пигаль с лотка сигареты, булавки и сладости проституткам, которые величали ее "мамаша Гулю". Торговала фотографиями у "Мулен Руж" – своего бывшего королевства. Убирала в лупанариях и приютах. Несколько раз Жан Габен и Морис Шевалье приводили её в кабаре, где представляли бывшую этуаль новой публике и собирали для нее небольшую сумму» (цит. по: Коваленко. 2019. С. 11).
В 1928 г. кинорежиссёр Ж. Лакомб снял Ла Гулю в короткометражном документальном фильме «Зона» («La zone»).
Похоронена на кладбище Пантен; в 1992 г. по постановлению мэра Парижа Ж. Ширака перезахоронена на кладбище Монмартр в Париже.
Образ артистки отражён в фильмах «Мулен Руж» (режиссёр Дж. Хьюстон, 1952, в роли Ла Гулю – К. Кат), «Лотрек» (режиссёр Р. Палншон, 1998, в роли Ла Гулю – Э. Бабю) и др.