Аскенази Шимон
Аскена́зи Ши́мон, Шимон Зельман Ашкенази (польск. Szymon Zelman Askenazy) [28.12.1865 (9.1.1866), по другим данным – 23.12.1865 (4.1.1866), Завихост, Радомская губерния, Царство Польское, ныне Сандомирский повят, Свентокшиское воеводство, Польша – 22.6.1935, Варшава], польский историк и дипломат. Происходил из старинного ортодоксального еврейского рода, одна из ветвей которого осела в Польше в 16 в. Его родители (отец – Вольф Шлама Зельман, торговец зерном; мать – Регина Удла, урождённая Гертцберг) были выходцами из богатых купеческих семей. Сам Аскенази гордился своим аристократическим сефардским происхождением.
Окончил юридический факультет Варшавского университета в 1887 г. Помимо предметов программы посещал занятия по истории России и всеобщей истории, а также по немецкому языку. В числе его преподавателей были известные русские историки А. И. Никитский, Н. П. Барсов и Н. И. Кареев. Уже во время обучения в университете проявил склонность к научным исследованиям. Руководителем его выпускной работы «О политических идеях энциклопедистов» был А. Л. Блок, отец поэта А. А. Блока.
После окончания университета прошёл практику в суде, но его всё больше интересовала история. В это время Аскенази сблизился с крупным польским историком Т. Корзоном. В 1893 г. два семестра слушал лекции в Гёттингенском университете (Саксония), под руководством профессора М. Лемана приступил к работе над докторской диссертацией «Последние польские королевские выборы», посвящённой выборам короля С. А. Понятовского. В 1894 г. защитил диссертацию в Гёттингенском университете (опубликована в том же году с дополнениями, составленными из материалов Тайного архива в Берлине).
Согласно законодательству Российской империи занять должность в Варшавском университете Аскенази не мог. В 1896 г. он попытался габилитироваться в Ягеллонском университете в Кракове, но получил отказ. В 1897 г. габилитировался в Университете имени императора Франца в Лемберге (ныне Львов) по новой истории без предоставления текста диссертации и сдачи экзамена. Весной 1898 г. приступил к чтению лекций на философском факультете Львовского университета в качестве приват-доцента без жалования. Экстраординарный (с 1902) и ординарный (с 1907) профессор того же факультета. С 1906 г. возглавлял специально созданную для него кафедру истории Польши Нового времени. Безуспешно претендовал на то, чтобы возглавить всю кафедру всеобщей истории, что дало бы ему право на ведение собственного семинара. Заняв кафедру в Лемберге, продолжал жить в Варшаве. Член-корреспондент (1907) и действительный член (с 1910) краковской Академии знаний.
Создал в Лемберге собственную школу изучения польской истории рубежа 18–19 вв., к которой относят свыше 30 учёных. Отбор в неформальный семинар, собиравшийся на его частной квартире, был весьма строгим. Участникам сначала нужно было подтвердить свои способности и желание работать под руководством Аскенази на практических занятиях по критике источников по истории Нового времени, которые по сути являлись неформальным просеминаром. Его учениками стали известные польские историки, в частности Н. Гонсёровская, В. Конопчиньский, М. Кукель, М. Сокольницкий, А. Скалковский. 17 лучших трудов своих учеников Аскенази напечатал в учреждённой им издательской серии «Монографии по новой истории», выходившей в 1902–1919 гг.
За годы работы в Лемберге опубликовал более 180 книг, статей, рецензий, лекций, обзоров литературы, выступлений в дискуссиях. Наиболее творчески плодотворным стал для него период с 1901 по 1913 гг., на который пришлось 2/3 всех опубликованных Аскенази работ. Внёс серьёзный вклад в развитие исследований по истории евреев в Польше, чему служили и опекаемый им журнал «Исторический квартальник», и созданный его стараниями Фонд Г. Вавельберга для историков-евреев Лембергского университета. Трактовка Аскенази польской истории Нового времени с неоромантических позиций соответствовала общественным настроениям поляков, а труды служили историческими аргументами сторонникам возрождения польской государственности. Немаловажную роль в большой популярности его работ играло широкое использование в них не только воспоминаний участников событий, материалов личных архивов, прессы, но и документов из государственных архивов Австро-Венгрии, Германии и Российской империи. Аскенази писал живым, не лишённым некоторой публицистичности языком, постоянно показывая связь прошлого с настоящим. По сути, он занимался исторической политикой, которую понимал как презентацию прошлого с точки зрения важных для современников целей и вызовов на основе тщательных научных исследований. В связи с этим каждый научный труд Аскенази становился политическим событием.
Вскоре после начала Первой мировой войны 1914–1918 гг. Аскенази выехал в Швейцарию. Вместе с друзьями, писателем Г. Сенкевичем и юристом А. Осуховским, участвовал в создании в январе 1915 г. Генерального комитета помощи жертвам войны в Польше, но вскоре формально его покинул. Активно пропагандировал идею независимости польских земель в основанном при его деятельном участии журнале Moniteur Polonais, а также во франкоязычных газетах и журналах.
В 1917 г. возвратился в Варшаву, однако к преподаванию в Лемберге не вернулся. В условиях, когда вопрос о восстановлении польского государства и его границах начал приобретать реальные очертания, Аскенази стал готовить почву для включения в состав Польши Данцига (ныне Гданьск). В октябре 1918 г. вышла его работа «Гданьск и Польша», лейтмотивом которой было существование прочных исторических связей этого немецкого города с Польшей. В 1919 г. Аскенази отказали в занятии кафедры на гуманитарном факультете Варшавского университета, а в 1921 г. сенат университета не поддержал проект создания специально для него кафедры истории дипломатии на юридическом факультете. Это нанесло болезненный удар по самолюбию учёного, и в 1926 г., когда его пригласили занять освободившуюся в Варшавском университете кафедру истории Польши, он отказался. С 1928 г. почётный профессор Варшавского университета.
В 1920–1923 гг. занимал должность полномочного посла и делегата польского правительства при Лиге Наций, однако после прихода к власти в Польше правоцентристского правительства В. Грабского этот пост был упразднён.
На протяжении всей жизни Аскенази был адептом ассимиляторского течения в среде польских евреев, считая и демонстрируя всем своим научным творчеством и поведением, что можно быть истинным польским патриотом, не переставая быть при этом иудеем по вероисповеданию. Величайшей ценностью, помимо служения исторической правде, он считал «польский государственный интерес»: именно государственный, а не национальный, что сделало Аскенази объектом непрекращающихся нападок со стороны польских националистов. Одновременно его критиковали и сионисты, чьё влияние среди польских евреев постоянно росло, особенно в межвоенные годы.
Похоронен по гражданскому обряду на еврейском кладбище Варшавы на ул. Окоповой.