Арпман Жаклин
Арпма́н Жакли́н (Jacqueline Harpman) (5.7.1929, Эттербек – 24.5.2012, Юкль, Брюссельский столичный регион), бельгийская франкоязычная писательница, публицист, психоаналитик.
Из еврейской семьи, дочь коммерсанта. В 1940−1945 гг., спасаясь от преследований нацистов, вместе с семьёй жила в Касабланке (Марокко); в местном колледже для девочек Мерс-Султан (Mers Sultan) изучала современные языки и классическую литературу. В 1946 г. поступила на медицинский факультет Брюссельского свободного университета, прервала учёбу из-за болезни лёгких (закончила обучение в 1970, защитив диссертацию). С 1950 г. лечилась в университетском санатории в Эйпене (Бельгия), где начала писать роман «Опасные игры» («Les Jeux dangereux», не издан).
В начале 1950-х гг. оставила на время медицинскую карьеру и обратилась к литературе. В 1954 г. Арпман познакомилась с издателем Р. Жюльяром, который опубликовал её первые произведения: новеллу «Любовь и акация» («L’Amour et l’acacia», 1958) и роман «Краткая Аркадия» («Brève Arcadie», 1959, Премия Виктора Росселя, 1959). Романы «Явление духов» («L’Apparition des esprits», 1960) и «Добрые дикари» («Les Bons sauvages», 1966), также изданные Жюльяром, особого успеха не имели.
В 1953–1962 гг. состояла в браке с кинорежиссёром фламандского происхождения Э. Дежеленом. В 1963 г. вышла замуж за архитектора и литератора П. Путтеманса.
В 1971 г. начала клиническую практику как психотерапевт, 1976 г. вступила в Бельгийское общество психоанализа. Сотрудничала с Ж. Бегуаном, специалистом по психоанализу, развивавшим идеи М. Кляйн.
Работая психоаналитиком, во 2-й половине 1980-х гг. вернулась к литературному творчеству. В 1987 г. опубликовала роман «Нарушенная память» («La Mémoire trouble»), а в 1991 г. – роман «Пляж Остенде» («La Plage d’Ostende»).
В сборнике малой прозы «Люкарна» («La Lucarne», 1992) художественно переосмыслены традиционные представления о Деве Марии, Антигоне и Жанне д’Арк. Положение женщины в современном мире – в центре внимания научно-фантастического романа «Я, никогда не знавшая мужчин» («Moi qui n’ai pas connu les hommes», 1995). Роман «Орланда» («Orlanda», 1996, премия Медичи, 1996; русский перевод 2003) представляет собой постмодернистскую версию «Орландо» В. Вулф.
Для прозы Арпман характерны психологическая глубина образов, интерес к внутреннему миру человека во всей его сложности и индивидуальной неповторимости, простота и выразительность языка, постмодернистская игра с культурными кодами и читательскими ожиданиями.
Среди других произведений – романы «Счастье в преступлении» («Le bonheur dans le crime», 1993), «Прерванная буря» («L’Orage rompu», 1998, Премия Анны де Ноай, 1999), «Упокоение влюблённых» («La Dormition des amants», 2002, Литературная премия Французского сообщества Бельгии[8], 2003), «Полная безнаказанность» («En toute impunité», 2005, русский перевод 2008), сборник малой прозы «До последнего дня моей жизни» («Jusqu’au dernier jour de mes jours», 2004).
Автор либретто, кино- и радиосценариев, статей о литературоведении и психоанализе (в т. ч. переосмысляющих миф об Эдипе, предлагающих психоаналитическую интерпретацию романов М. Пруста и Ф. Мориака), которые печатались в «Revue Belge de Psychanalyse» («Бельгийском журнале психоанализа») и частично были собраны в книгу «Письмо и психоанализ» («Écriture et Psychanalyse», 2011).