Арпман Жаклин
Арпма́н Жакли́н (Jacqueline Harpman) (5.7.1929, Эттербек – 24.5.2012, Юкль, Брюссельский столичный регион), бельгийская франкоязычная писательница, публицист, психоаналитик.
Из еврейской семьи, дочь коммерсанта. В 1940−1945 гг., спасаясь от преследований нацистов, вместе с семьёй жила в Касабланке (Марокко); в местном колледже для девочек Мерс-Султан (Mers Sultan) изучала современные языки и классическую литературу. В 1946 г. поступила на медицинский факультет Брюссельского свободного университета, прервала учёбу из-за болезни лёгких (закончила обучение в 1970, защитив диссертацию). С 1950 г. лечилась в университетском санатории в Эйпене (Бельгия), где начала писать роман «Опасные игры» («Les Jeux dangereux», не издан).
В начале 1950-х гг. оставила на время медицинскую карьеру и обратилась к литературе. В 1954 г. Арпман познакомилась с издателем Р. Жюльяром, который опубликовал её первые произведения: новеллу «Любовь и акация» («L’Amour et l’acacia», 1958) и роман «Краткая Аркадия» («Brève Arcadie», 1959, Премия Виктора Росселя, 1959). Романы «Явление духов» («L’Apparition des esprits», 1960) и «Добрые дикари» («Les Bons sauvages», 1966), также изданные Жюльяром, особого успеха не имели.
В 1953–1962 гг. состояла в браке с кинорежиссёром фламандского происхождения Э. Дежеленом. В 1963 г. вышла замуж за архитектора и литератора П. Путтеманса.
В 1971 г. начала клиническую практику как психотерапевт, 1976 г. вступила в Бельгийское общество психоанализа. Сотрудничала с Ж. Бегуаном, специалистом по психоанализу, развивавшим идеи М. Кляйн.
Работая психоаналитиком, во 2-й половине 1980-х гг. вернулась к литературному творчеству. В 1987 г. опубликовала роман «Нарушенная память» («La Mémoire trouble»), а в 1991 г. – роман «Пляж Остенде» («La Plage d’Ostende»).
В сборнике малой прозы «Люкарна» («La Lucarne», 1992) художественно переосмыслены традиционные представления о Деве Марии, Антигоне и Жанне д’Арк. Положение женщины в современном мире – в центре романа «Я, никогда не знавшая мужчин» («Moi qui n’ai pas connu les hommes», 1995). Роман «Орланда» («Orlanda», 1996, премия Медичи, 1996; русский перевод 2003) представляет собой постмодернистскую версию «Орландо» В. Вулф.
Для прозы Арпман характерны психологическая глубина образов, интерес к внутреннему миру человека во всей его сложности и индивидуальной неповторимости, простота и выразительность языка, постмодернистская игра с культурными кодами и читательскими ожиданиями.
Среди других произведений: романы «Счастье в преступлении» («Le bonheur dans le crime», 1993), «Полная безнаказанность» («En toute impunité», 2005, русский перевод 2008), сборник малой прозы «До последнего дня моей жизни» («Jusqu’au dernier jour de mes jours», 2004).
Автор либретто, кино- и радиосценариев, статей о литературоведении и психоанализе (в т. ч. переосмысляющих миф об Эдипе, предлагающих психоаналитическую интерпретацию романов М. Пруста и Ф. Мориака), которые печатались в «Revue Belge de Psychanalyse» («Бельгийском журнале психоанализа») и частично были собраны в книгу «Письмо и психоанализ» («Écriture et Psychanalyse», 2011).