Аннаты
Анна́ты (позднелат. annatae, от лат. annus – год), в практике Римско-католической церкви вид побора с бенефициев, взимаемый при посвящении духовного лица в связанный с бенефицием сан и составляющий некую часть (обыкновенно половину) от годового дохода данного бенефиция [fructus primi anni (лат. «плоды первого года»), fructus medii anni (лат. «плоды половины года»)]. В широком смысле аннатами назывался любой налог такого рода, взимаемый в пользу духовной корпорации или лица, пожаловавшего бенефиций. В узком смысле – сборы в папскую казну, поступавшие за пожалование бенефициев, не облагаемых другим типом налога – сервициями (побор с высших прелатов при их посвящении в сан в консистории). К 16 в. термином «аннаты» часто обозначались все виды поборов, поступавших с бенефициев в папскую казну, включая сюда также сервиции и вакации (побор с консисторского бенефиция в то время, как он пустует). Последний тип налога обозначался также «fructus medii temporis» (лат. «плоды промежуточного времени»), что в сравнении с названием аннат «fructus medii anni» вело к смешению терминов.
Аннаты не являются изобретением папства. Уже с 11 в. многие прелаты и духовные корпорации имели обычай удерживать с вновь пожалованного бенефиция часть доходов за первый год. В 13 в. Святой Престол стал жаловать право сбора дохода с бенефициев за начальный промежуток времени некоторым прелатам и в редких случаях королям. Начиная с понтификата Климента V папы рассматривали сбор аннат как свою прерогативу. В 1306 г. Климент V усвоил за собой право на все аннаты от бенефициев в Англии, а также тех, которые освободятся за три последующих года. В 1316 г. папа Иоанн ΧXII оставил за собой право на аннаты с бенефициев, которые станут вакантными в ближайшие три года во всем христианском мире. Издав 19 ноября 1317 г. апостольскую конституцию «Exsecrabilis», запрещавшую владеть одновременно несколькими бенефициями (кроме случаев, требовавших особого разрешения Святого Престола), тот же папа многократно увеличил число вакантных бенефициев, поскольку многим клирикам приходилось отказываться от своих прежних доходов. В дальнейшем Иоанн ΧΧΙΙ повторял резервацию за собой аннат на определённые периоды времени. В 1326 г. он установил более постоянную практику, усвоив себе право на аннаты за грядущий год от всех бенефициев, распоряжение которыми принадлежало непосредственно Святому Престолу, кроме тех бенефициев, с которых платились сервиции, т. е. держатели которых были посвящены непосредственно в Римской курии. Преемники Иоанна ΧΧΙΙ продолжали подобную практику, переиздавая этот декрет ежегодно (за исключением Бенедикта ΧΙΙ (1285–1342, папа в 1342). Таким образом, аннаты стали более ограниченным, но постоянным источником дохода для Святого Престола. Этот доход возрастал с расширением права папской резервации и ростом числа бенефициев, находящихся в распоряжении Римской курии. С понтификата Бонифация ΙΧ (1356–1404, папа с 1389) взимание аннат окончательно закрепляется как постоянная практика.
Ещё при Иоанне ΧΧΙΙ сложилась практика освобождения определённых типов бенефициев от выплаты аннат: были освобождены от выплаты бенефиции с годовым доходом менее шести марок. Эта сумма минимального дохода варьировала в течение 14 в., будучи окончательно установлена Бонифацием ΙΧ в 24 флорина. Также при Иоанне ΧΧΙΙ были освобождены от уплаты бенефиции, вакантные вследствие обмена, вакантные больше одного раза за год, бенефиции госпитальеров и некоторые иные категории. К концу 14 в., как правило, освобождались от аннат бенефиции, находящиеся под светским покровительством.
В эпоху до регулярного сбора аннат оценка суммы производилась исходя из выплачиваемой десятины, а сбор осуществлялся специальными агентами Святого Престола, которые взимали определенную часть оценочной стоимости или реального дохода с бенефиция, остаток предоставляя держателю. В случае если бенефиций потерял в ценности или на его территории произошли стихийные бедствия, папский агент мог произвести переоценку и понизить размер побора. После того, как сбор аннат был ограничен бенефициями, находящимися в распоряжении Святого Престола, процедура усложнилась. Сбором аннат стала заниматься Апостольская камера, которая либо уполномочивала агента на месте произвести оценку бенефиция и взять клятву с держателя о своевременной выплате под угрозой церковной цензуры, либо сама входила в переговоры с кандидатом в держатели и устанавливала сумму платежа.
Попытки упорядочить систему взимания аннат предпринимались Констанцским (1414–1418) и Базельским (1431–1449) соборами, однако не имели успеха. В связи с многочисленными злоупотреблениями при оценке и сборе аннат возникали неоднократные протесты в среде духовенства, которые зачастую встречали отклик у светских властей. Аннаты служили объектом активной критики как в 14–15 вв., так и в эпоху Реформации, и практика их взимания часто пресекалась светскими властями. В Англии они были отменены в 1534 г. Генрихом VIII. Во Франции выплата аннат Святому Престолу была значительно ограничена «Буржской прагматической санкцией» (7 июля 1438) Карла VII (1422–1461), но восстановлена по Болонскому конкордату (1516) заключенному между Франциском Ι (1515–1547) и папой Львом Χ (1475–1521, папа с 1513), окончательно же они упразднены только в 1789 г. с Французской революцией. В германских землях, несмотря на попытки освободиться от выплаты аннат, взимание их продолжалось, становясь, тем не менее, всё более редким, и было окончательно отменено в процессе медиатизации 1801–1806 гг.