Анна Перенна
А́нна Пере́нна (лат. Anna Perenna), древнеримская богиня, общественный праздник в честь которой проходил 15 марта в её священной роще у первого мильного столба по Фламиниевой дороге (к северу от Марсова поля). Поскольку в древнейшем римском календаре год начинался в марте, а 15 марта (иды) – день первого в новом году полнолуния, то преобладает мнение об Анне Перенне (лат. annus perennis, буквально – непрерывный год) как богине наступающего года. Её двойное имя, возможно, обозначает начало и конец года. Не исключена связь Анны Перенны с аграрным культом и плодородием. Праздновали и на частном уровне, и на общественном, прося, чтобы весь год прошёл удачно (Макробий. Сатурналии. I. 12. 6). В этот день римляне устраивали пиршества на берегу Тибра, желали друг другу прожить столько лет, сколько чаш вина выпито, танцевали и пели песни эротического содержания (Овидий. Фасты. III. 523–542; 675–676; 695).
Анна Перенна ассоциировалась с такими мифологическими персонажами, как Луна, Фемида, Ио, кормилица Юпитера нимфа Атлантида. Кроме того, Анна Перенна считалась сестрой карфагенской царицы Дидоны, после самоубийства которой она бежала из Карфагена и оказалась в Лации у Энея. Спасаясь от козней Лавинии, жены Энея, Анна Перенна бросилась в реку Нумик (Нумиций) и стала почитаться как нимфа этой реки под своим именем. Отсюда высказанное в современной историографии мнение о ней как о богине ручьёв. Ещё одна легенда возникла в характерном для римской историографии стиле объяснять реалии через исторические события: Анна Перенна – некая старушка из соседнего г. Бовиллы, которая во время первой сецессии (исхода в знак протеста) плебеев в 494 г. до н. э. пекла пироги и кормила ими ушедших из Рима плебеев, за что ей было поставлено изваяние (Овидий. Фасты. III. 661–674). С этой историей Овидий связывает нескромный миф явно греческого происхождения об обмане Марса, который домогался Минервы. Обожествлённая старушка (из предыдущей легенды), пообещав ему помощь, подшутила над богом, сама переодевшись в Минерву. Отсюда поэт выводит обычай, когда девушки пели во время праздника Анны Перенны непристойные песни, что характерно для аграрных культов.
В 1999–2000 гг. к северу от священной рощи был раскопан фонтан, посвящённый Анне Перенне, который существовал как минимум с 1 в. до н. э. и до рубежа 4–5 вв. н. э.