Инкелес Алекс
И́нкелес А́лекс (Alex Inkeles) (4.3.1920, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк – 9.7.2010, Пало-Алто, штат Калифорния), американский социолог и социальный психолог, один из пионеров социологических исследований, посвящённых процессам модернизации на социальном и индивидуальном уровнях, а также проблемам формирования национального характера, развития демократических политических систем (и препятствующих этому факторов) в разных странах мира.
Член трёх главных научных почётных обществ в США – Американской академии искусств и наук (с 1962), Американского философского общества (с 1972) и Национальной академии наук (с 1981). В разные годы был стипендиатом Программы Фулбрайта в Греции (1977) и Чили (1985), получал стипендию Гуггенхайма для обучения в Израиле и Великобритании (1977–1978). Консультировал правительства Китая, Болгарии и Польши по вопросам национального развития этих стран.
Вырос в районе Бруклин, г. Нью-Йорк. Его семья эмигрировала из Польши, и позднее Инкелес объяснял свой интерес к социологии поездками, которые он совершал в детстве с отцом, чтобы лучше познакомиться с повседневной жизнью американцев. Хорошо знал русский язык, который изучал в студенческие годы на специальных курсах. В 1941 г. получил степень бакалавра, в 1946 г. – магистра гуманитарных наук Корнеллского университета, в 1949 г. в Колумбийском университете ему была присуждена степень доктора философии. В 1956–1961 гг. руководил проектом по исследованиям социальных отношений в Центре российских исследований (Russian Research Center) Гарвардского университета, в 1957–1971 гг. профессор социологии в Гарвардском университете. Позднее был научным сотрудником Гуверовского института войны, революции и мира при Стэнфордском университете, где получил звание почётного профессора.
После 2-й мировой войны Инкелес стал одним из ведущих экспертов по изучению советского общества. Чтобы получить достаточно полное представление о Советском Союзе как социальной системе, он провёл много глубинных интервью с советскими эмигрантами. Его первая книга – «Общественное мнение в Советской России» (Inkeles. 1950), – заслужившая массу доброжелательных отзывов со стороны коллег, открыла советское общество западному читателю. Позднее совместно с гарвардским профессором Р. Бауэром он написал работу об особенностях повседневной жизни советского гражданина в условиях тоталитарной системы (Inkeles. 1959).
В своих работах, опираясь на значительный эмпирический материал, Инкелес прослеживал изменения, происходящие под воздействием модернизационных процессов во всех сферах общества, показывал, как эволюционируют и становятся схожими институциональные структуры, ценности и культурные представления того или иного социума. Особое внимание уделял социальным трансформациям, происходящим в развивающихся обществах, что позволяло Инкелесу говорить о едином глобальном мире, охваченном тенденциями конвергенции (Inkeles. 1998). По мнению Инкелеса, все современные и модернизирующиеся общества отличаются схожими социальными процессами. На экономическом и социально-политическом уровнях – индустриализацией, интенсивным экономическим развитием, технологизацией основных сфер жизни, урбанизацией, бюрократизацией системы управления и социального контроля, свободой рынка труда, усилением влияния формальных правил и бюрократических процедур, сходством национальных правовых систем и т. д. В сферах культуры и повседневной жизни он в первую очередь отмечал многократное увеличение объёма и скорости передачи информации, революционные изменения в системе коммуникаций, укрепление роли знаний и науки в обществе, демократизацию и конвергенцию национальных образовательных систем, распространение массовой культуры и единых культурных кодов, трансформацию паттернов воспитания и моделей семьи. Процессы конвергенции, по убеждению Инкелеса, масштабны, всеохватны и имеют глобальные социальные последствия. Общественные изменения закономерно порождают трансформации и на персональном (личностном) уровне. Наиболее полно эти сюжеты отражены в следующих работах Инкелеса: «Россия и США: Проблемы компаративистской социологии» (Inkeles. 1963). «Социальные изменения в советской России» (Inkeles. 1968), «Стать современным: Индивидуально-личностные изменения в шести развивающихся странах» (Inkeles. 1974, «Исследование персональной модернизации» (Inkeles. 1983), «Национальный характер: Психосоциальный подход» (Inkeles. 1997), «Зарождение единого мира? Конвергенция и дивергенция в индустриальных обществах» (Inkeles. 1998).
Концепция современной личности
Инкелес – автор концепции современной личности, получившей широкую известность и предложенной им впервые в его (совместно с Д. Смитом) книге «Стать современным: Индивидуально-личностные изменения в шести развивающихся странах» (Inkeles. 1974). В результате сравнительного изучения ценностей и культур шести развивающихся стран (Аргентина, Чили, Индия, Израиль, Нигерия и Пакистан), находящихся под воздействием процессов модернизации, была сконструирована аналитическая модель современной личности, которой присущи следующие черты:
1) открытость инновациям и изменениям, отсутствие страха перемен;
2) позитивное отношение к чужим взглядам и плюрализму мнений;
3) толерантность к тем, кто чем-то от тебя отличается, уважение достоинства других, независимо от их статуса, материального благосостояния и др.;
4) ориентация на настоящее и будущее, а не на прошлое, способность к долгосрочному планированию и экономному использованию времени;
5) самостоятельность, социальная ответственность, вера в собственные возможности, способность преодолевать возникающие трудности и контролировать жизнь вокруг себя;
6) рациональность, вера в регулируемость и предсказуемость социальной жизни, регламентируемой законами и формальными правилами; уважительное отношение к законам;
7) уверенность в том, что вознаграждение не зависит от случая, а, насколько возможно, соответствует вкладу человека;
8) высокая ценность образования и научных знаний, понимание важности сертифицированного обучения и достижения профессионального мастерства.
По словам Инкелеса, данные модернистские качества комплексны, т. е. при обнаружении у человека одного из перечисленных качеств можно предположить у него и наличие других черт современной личности. Последнее позволяет говорить не только об отдельных современных личностных характеристиках, но и о людях, которых можно назвать современными. Среди ключевых преимуществ модели современной личности Инкелес выделяет её инвариантность и применимость к обществам любого типа, независимо от их социокультурной специфики.
Помимо этого, исследовательские интересы Инкелеса были сосредоточены вокруг тем, связанных с закономерностями развития института современной семьи, изменениями в моделях воспитания и семейной жизни. Он занимался вопросами сравнительного изучения режимов государственного социального обеспечения, образовательных и правовых систем в различных странах мира.
Жена – Бернадетт Кейн (ум. в 2005), дочь Энн Инкелес-Холлеб.