Ахмади Гинаятулла
Ахмади́ Гинаятулла́ (Гинаятулла Әхмәди; Гиниятулла Садетдинович Селиахметов) (1879/1880, деревня Татарские Юнки, Пензенская губерния, Российская империя, ныне Республика Мордовия – 4.9.1926, Харбин, Маньчжурия, ныне Китай), татарский религиозный и общественный деятель, ахун.
Родился в семье торговца Садетдина Селиахмета. Позднее эта фамилия была сокращена до «Ахмади» и в таком виде она использовалась в татароязычной литературе. Помимо Гинаятуллы в семье было ещё 3 дочери (Тахира, Алия, Сиддика) и три сына (Кашаф, Сафиулла и Абдулла). По одним сведениям, Ахмади учился в знаменитом медресе Кышкар (Казанская губерния), по другим – в медресе имама Джихангира Абызгильдина (г. Стерлитамак). В 1907 г. по приглашению членов харбинской мусульманской общины переехал в Маньчжурию и поселился в Харбине, где в это время уже была татарская община, составленная преимущественно выходцами из татаро-мишарских сёл Пензенской губернии (фамилии: Агишевы, Агеевы, Акчурины, Байчурины, Деушевы и пр.).
В 1910–1920-х гг. имам Ахмади снискал авторитет и уважение не только среди членов харбинской общины, но и на Дальнем Востоке в целом, став одним из наиболее уважаемых татарских имамов (в 1910-х гг. удостоен почётного звания ахун). Современники отмечали такие качества молодого имама, как широта натуры, приветливость и сердечность, отзывчивость на чужие нужды и заботы, отсутствие так распространённого среди духовенства духа стяжательства и наживы, но в то же время энергичность в религиозных и общественных делах. По идейной позиции Г. Ахмади был близок к т. н. имамам-джадидам. Свою деятельность он рассматривал не только с точки зрения исполнения духовных треб, но и как служение для целей общего блага и национально-культурного развития татарского народа, зачастую с идеалистических позиций прогресса и процветания. Помимо исполнения обязательных для имама религиозных функций (духовный глава общины, руководил пятничными и праздничными намазами, осуществлял все необходимые требы и вёл метрические книги общины), он основал и руководил 4-классной начальной национальной школой г. Харбин. После смерти Ахмади школа была названа в его честь «Гинаят» и функционировала до начала 1950-х гг. Помимо этого, в здании медресе была открыта крупнейшая в регионе бесплатная библиотека-читальня (Харбинская мусульманская библиотека), в которую на средства общины выписывалась литература и пресса из европейской части России (татарские газеты «Бәянелхак», «Казан мөхбире», «Вакыт» и «Йолдыз» и журнал «Шура»; русские газеты «Русское слово», «Новая Русь» и «Каспий», журнал «Нева»; а также «Стамбульские новости» и парижский «Мусульманин»).
В мае 1917 г. Г. Ахмади в качестве делегата от мусульман Харбина принимал участие в работе 1-го Всероссийского мусульманского съезда (Москва). В начале 1920-х гг. в качестве лидера татарской общины организовывал помощь многочисленным беженцам и переселенцам. Также поддержал инициативу группы татарской молодёжи, став издателем и главным редактором татароязычного журнала «Ерак шәрык» («Дальний Восток», 1920–1925), публикуя авторские статьи на тему религиозной и общественной жизни татарской общины Харбина. В начале 1920-х гг. Г. Ахмади инициировал сбор средств на строительство нового каменного здания харбинской мечети взамен небольшого деревянного строения. Однако тяжёлая болезнь (хронические заболевания почечной системы) и ранняя смерть (от инсульта) не позволили ему завершить это дело. Современное каменное здание Харбинской мечети в аравийском стиле было достроено в 1935 г. (первоначальное кирпично-деревянное здание было сооружено в 1897, отремонтировано и обновлено в 1904).
Еще в 1909 г. Ахмади женился на Захиде Деушевой (4.12.1891–13.6.1974), переехавшей в Харбин вместе с родителями в 1908 г. У четы родилось четверо детей: трое дочерей (Алима, Халида и Садия) и сын Ахмет (1913–1921), трагически погибший в автоаварии. В 1941 г. вдова Ахмади переехала из Харбина в Шанхай, а оттуда в 1951 г. – в Турцию, где проживала семья одной из дочерей.
Ахмади был похоронен на мусульманском кладбище г. Харбин.